Мыс Ислямова…

Исхак Ибрагимович Ислямов (1865—1929) — самый высокопоставленный из морских чинов Российской империи татарского происхождения. Он дослужился до звания генерал-лейтенанта корпуса гидрографов. Родился Исхак Ислямов в Кронштадте —  в семье морского унтер-офицера Ибрагима Ислямова, происходившего из села  Айбаш Высокогорского района Казанского уезда.

Исхак Ибрагимович был учеником адмирала Макарова, принимал участие в морских исследованиях на Севере, Дальнем Востоке и Каспии, участвовал в русско-японской войне. После революции поддержал белых и эмигрировал в Турцию. В его честь назван мыс во Владивостоке на острове Русском – Мыс Ислямова.   Но главная его заслуга — присоединение к Российской империи  архипелага Земля Франца Иосифа, который Ислямов 29 августа 1914 года провозгласил российской территорией. Необитаемые арктические острова открыли и назвали в честь своего императора австрийцы. В 1913 году в этом районе пропала первая русская экспедиция к Северному полюсу под руководством Георгия Седова. На поиски отправилась паровая шхуна «Герта» под командованием Ислямова. Седовцев на Земле Франца Иосифа застать не удалось: настрадавшись и похоронив своего капитана, они уже отправились домой — ввиду начавшейся Первой мировой войны, где Австрия была противником России, Ислямов поднял над мысом Флора российский триколор. После революции он не поддержал революционную власть и эмигрировал в Турцию.

Оба сына Исхака Ибрагимовича Ислямова  —  Яков Исхакович (1897-1926) и Илья Исхакович (1899-1977) в годы Гражданской войны находились во Владивостоке. Старший — мичман, офицер штаба МСДВ (Морские силы Дальнего Востока). Младший — гардемарин, проходил обучение в Морском училище.

В ночь с 30 на 31 января 1920 г. Владивосток покинул Отряд судов особого назначения (О.С.О.Н.) —   вспомогательный крейсер 1 ранга «Орёл» и посыльное судно «Якут». К этому времени правительство Колчака пало, партизаны подходили к Владивостоку. На кораблях отряда эвакуировались все те, кто не без оснований, опасался за свою жизнь.
В полном составе ушло и Морское училище, а начальник училища капитан 1 ранга Китицин М.А. возглавил О.С.О.Н.
Всего эвакуировалось более 500 человек. Оба брата Ислямовых оказались на одном корабле.

Яков Ислямов с 10декабря 1919 —  вахтенный начальник ВсКР «Орел».
Отряд ушёл в японский порт Цуруга, где высадились эвакуированные, как гражданские, так и военные, а уже затем,  имея на своём борту только гардемаринов Морского училища и офицеров кораблей,  ушёл в Сингапур, где «Орёл» встал в док на ремонт. К этому времени старшие гардемарины сдали все экзамены и кончили курс училища. В Сингапуре 11 апреля 1920 года  был произведен единственный выпуск Морского училища во Владивостоке. В корабельные гардемарины произведены 119 человек (Первая рота). Среди них и Илья Ислямов.

Из Сингапура корабли направились в Крым. В Дубровнике «Орёл» был сдан представителям Добровольного флота.
Приняв во внимание плохое состояния здоровья многих гардемаринов, М.А.Китицын на законных основаниях отправил их на два месяца в отпуск. Офицеры, корабельные гардемарины, гардемарины, первоначально числившиеся в отпуске, вскоре перешли на положение беженцев и разъехались по всему свету. Часть гардемарин осталась на «Орле». А Китицын М.А. командуя посыльным судном «Якут» ушёл в Севастополь Вместе с ним на «Якуте» ушли 3 офицера, 49 корабельных гардемаринов, 47 гардемаринов 2-й роты и 15 гардемаринов 3-й роты.
Братья Ислямовы остались в Дубровнике.
Сначала они перебрались в Стамбул, где осел их отец, но уже в 1923 г. уехали в США.
В 1923 г. авиаконструктор Сикорский Игорь Иванович основал в США компанию «Cикорский Аэроинжиниринг Корпорейшн» (Sikorsky Aero Engineering Corporation), основной целью которой была «постройка, продажа и эксплуатация аэропланов». В компании, по началу, работали только энтузиасты из числа российских эмигрантов. С первых дней основания, в ней трудился механиком Яков Ислямов.

В 1926 году для трасатлантического перелёта Нью-Йорк — Париж был построен гигантский аэроплан S-35. В  экипаж вошли пилот  Рене  Фонк, второй пилот Лоуренс Кертин, радист Шарль Клавье, приехавший с Фонком из Франции, и механик Яков Исхакович Ислямов – сотрудник компании Сикорского с момента ее основания. Ночь выдалась безлунная, облака закрывали все небо. Ветра совсем не было. Это обстоятельство очень беспокоило Сикорского. Как опытный летчик и конструктор, досконально знающий машину, он прекрасно оценивал ситуацию и видел всю ее опасность.

Несмотря на возникшие   при взлете неполадки, Фонк не прекратил взлет и попытался оторвать машину от земли. Это не удалось, и, пробежав всю полосу, самолет рухнул в овраг с шестиметровой высоты. Взметнулся столб пламени. Пилотам удалось выбраться из машины. Радист и механик сгорели.

В 1979 году в Советском Союзе вышел художественный фильм «Поэма о крыльях».
В этом фильме авторы совместили 2 события — съёмки фильма в Голливуде и гибель русского лётчика, разбившегося во время съёмок.
Так как в фирме Сикорского погиб только один механик (пилот) российского происхождения, то прототипом героя фильма, скорее всего, стал  Яков Ислямов.

Младший брат, Илья Ислямов, в Нью-Йорке работал шофёром такси, посыльным в барах и одновременно учился в Ренсселаеровском политехническом институте, который закончил в 1925 г., получив диплом инженера-электротехника.
Работал в авиационной и авиа-космической промышленности.
Одно время трудился и на фирме Сикорского, где был ведущим инженером по модификации амфибии S-36 и бомбардировщика S-37.
В июле 1944 г. стал вице-президентом и генеральным менеджером фирмы «Белланка Эркрафт», производящей авиационные турельные установки, предназначавшиеся для крепления пулеметов и малокалиберных автоматических пушек. В дальнейшем работал на фирме «Хайез», где руководил разработкой оборудования, предназначавшегося для хранения, сборки, отладки и запуска баллистических ракет, а также занимался исследованиями по новым композиционным материалам. С 1963 года — консультант по новым материалам и технологиям в Маршаловском центре космических исследований в лаборатории инженерного производства. Автор 37 научных работ. Скончался  в 1977 году в Алабаме.