Мы — дети своих родителей

Статья мурзы Валиуллы Халиулловича Тиляшова, юриста, судьи  в почетной отставке

Посвящается 1100-летию принятия Ислама в России. 

Семьи Валеевых, Гилазовых, Тиляшовых происходят из славных родов казанских, касимовских татар, а также татар-мишар. Волею судеб все эти семьи стали петербургскими.

«На осине не растут апельсины» можно иногда  слышать при несоответствиях, которые могут возникнуть в поколениях отцов и детей. Состоявшиеся судьбы упомянутых фамилий, благополучные  биографии их носителей безусловно были заложены их славными пращурами, о чем и пойдет речь в этой статье.

Об ушедших необходимо помнить, а когда по-доброму воскрешаешь в памяти жизнь, опыт, деяния своих предшественников — это является своего рода молитвой об усопших пращурах, чем одновременно награждаешь и себя сявапом (богоугодным деянием).

  И так, по порядку, по алфавиту…

ВАЛЕЕВЫ Булат и Сабира, семья с двумя детьми. Дочь Саида окончила Санкт-Петербургский государственный университет, восточный факультет, арабское отделение. Преподает арабский язык. Сын Равиль — учащийся 2-го класса общеобразовательной школы.

        Родословная Булата эфенди более чем славная. Прапрадед Ижбирдеев Сатретдин (1863-1935), Коран-хафиз, слепой, являясь инвалидом по зрению. досконально изучил текст Священного Корана, принимал активное участие в духовной жизни татарской диаспоры Петербурга, Петрограда, Ленинграда, выполнял обязанности имама — хатыба Соборной мечети Петрограда. Нашел вечный покой на Волковском историческом мусульманском кладбище. Могила сохранена.

Зульфа Исмагиловна Усманова (1924-2012), внучка Ижбирдеева Сатретдина, бабушка Булата Валеева, являлась кандидатом филологических наук (татарский язык).

Необходимо вспомнить и отца Зульфы ханум. Усманов Исмагил Юсупович имел два высших образования. До революции закончил Казанский ветеринарный институт и медицинский факультет Казанского Императорского университета. В 1914-17г.г. Усманов И.Ю. служил военным врачом во фронтовых и прифронтовых лазаретах и госпиталях. В 1918-21 г.г. служил старшим врачом Петроградского мусульманского Сводно-Гвардейского полка. Затем возвратился в родную Казань, где в неспокойные предвоенные и военные годы трудился в лечебных учреждениях столицы Татарстана. Усманов И.Ю. являлся хорошим диагностом и высококлассным фармакологом. Обладал высокими морально-этическими качествами. Все это позволило жителям Казани обращаться к нему не по имени-отчеству, а как к Исмагилу-доктору. С этим добрым, теплым, отнюдь не фамильярным обращением к любимому, почитаемому врачу, он на долгие годы и остался в благодарной памяти казанцев.  Усманов Исмагил Юсупович ушел из жизни 20 декабря 1944 года.    

Нельзя оставить без внимания биографию деда Булата по материнской линии, мужа Зульфы ханум. Гизатуллин Булат Минуллович (1920-1989) — участник Великой Отечественной войны 1941-45 г.г. После демобилизации в 1950 году окончил Казанский государственный университет. В период с 1961 по 1973 годы являлся министром культуры Татарской АССР. Активно занимался общественной деятельностью, неоднократно избирался депутатом  Верховного Совета Татарской АССР. Являлся Заслуженным работником Культуры ТАССР. Был награжден орденами и медалями, в том числе и за участие в Великой Отечественной Войне.

В счастливом браке Булат и Зульфа родили двух дочерей — Наилю и Гульнару. Гульнара — педагог по образованию, на пенсии. Живет в Москве. Наиля — врач по образованию. Живет в Казани, на пенсии. Валеев Булат, ее старший сын, является последовательным, трепетным продолжателем славных дел семей Ижбирдеевых, Усмановых, Гизатуллиных.

ГИЛАЗОВЫ Руслан и Медина, семья с двумя детьми. Старшая дочь Аина — студентка 4-го курса медицинского института Национального медицинского исследовательского центра им. В.А. Алмазова. Младшая дочь Латифа — учащаяся 7-го класса общеобразовательной школы-гимназии.Родителями Руслана являются Гилазовы Рашид и Халида. Рашид Гилазов родился в 1951 году. Выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия художеств) 1981 года, учился в мастерской выдающегося художника Е.Е.Моисеенко. Рашид продолжает и развивает традиции учителей, обладает ярким и индивидуальным творческим почерком. Автор более четырех тысяч живописных произведений. Особенно дорог в его работах национальный татарский и мусульманский колорит: уголки Казани, Бавлов, Чистополя,  Набережных Челнов, Зеленодольска (его малой родины), Елабуги. Рашид талантливо запечатлел исторические места Булгар, мечети, другие культовые сооружения. С октября  2000 года Гилазов Рашид  является Заслуженным деятелем искусств республики Татарстан,  а 20 августа 2022  года  ему Указом Президента республики Татарстан присвоено почетное звание «Народный художник Республики Татарстан». Также является членом Союза художников России.

Санкт-Петербургская соборная мечеть, Р.А. Гилазов

Халида Гилазова — яркая личность, талантливый художник, поэт. Большая и славная семья Ганиевых (девичья фамилия Халиды), создатели благополучия Отчизны, живут и здравствуют в Казани, южных районах Татарстана, Санкт-Петербурге, других местах нашей необьятной Родины.

Но думаю, будет верным и обобщающим положительные качества в характерах членов семьи Ганиевых написать слова памяти об отце Халиды — Ганиеве Нуримане Юсуповиче (1920-1998).

Нуриман родился в селе Салих Бавлинского района ТАССР. Рано потерял отца, мать осталась одна с шестью детьми. Нуриман, как старший сын, с начала 30-х годов стал фактически кормильцем большой семьи. В 1938 году был призван в ряды Красной Армии (служил в Монголии). Был чемпионом группы войск по поднятию гирь. В годы Великой Отечественной Войны оказался на Ленинградском фронте, где окончил краткосрочные курсы военных водителей автотранспорта и курсы водителей танка. Учувствовал в кровопролитных сражениях на передовом крае линии Синявино-Мга. Осенью 1942 года был ранен, но остался в строю. При прорыве блокады Ленинграда его полк попал в окружение вражеских сил. Погиб командир танка. Ганиев Н.Ю. принял на себя командование. Танк, в котором находился Нуриман, был подбит и героя  сражения  ранили вторично, получил осколочные ранения головы, обеих рук, ног, шеи, туловища. В таком состоянии от пролежал трое суток на поле боя среди своих и вражеских трупов, среди раненых. Физическое здоровье, моральный дух позволили выжить парню, которому было чуть больше 20 лет. Его подобрали санитары и доставили в лазарет, где на теле бойца обнаружили 27 ранений. Началась гангрена левой руки. Ее удалили выше локтя, правая кисть была также травмирована. Ряд осколков у Нуримана остались в теле  пожизненно. Став инвалидом войны в конце 1944 года, воин возвратился в город Бавлы. Перед одноруким инвалидом стояла нелегкая задача построения жизни в истерзанной войной бедной стране. Нуриман не впал в грех уныния и вытянул свой счастливый билет, встретил красавицу Хадичу, влюбился. Совершив обряд никаха, сыграли скромную, но веселую свадьбу. В браке Нуримана и Хадичи на свет появилось семеро детей (одного потеряли в младенчестве). Остальных детей вырастили здоровыми, воспитали, дали образование, среди них и счастливая Халида.

Нуриман, будучи инвалидом, прожил долгую, счастливую жизнь, как положено мусульманину, настоящему мужчине — построил большой дом, посадил и обиходил замечательный сад, вырастил и хорошо воспитал своих детей. Однорукий Нуриман поздно ложился спать и рано вставал. Был сноровист, умел косить, копал огород, вкусно готовил еду, мог запрячь лошадь, не потерял навык водителя автотранспорта. Герой прорыва блокады Ленинграда был награжден Орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, многими боевыми и юбилейными медалями. В 1998 году   славный, героический жизненный путь  героя Ганиева Нуримана Юсуповича закончился. Он похоронен на местном мусульманском кладбище города Бавлы.

ТИЛЯШОВЫ Амина и Валиулла являются родителями Сабиры и Медины. Амина ханум Тиляшова (урожденная Брундукова) является петербурженкой в третьем поколении. Ее дед по отцовской линии Брундуков Вали переселился из Касимова в столицу Империи —  Петербург примерно 1895-96 гг.  Семья жила на набережной реки Мойки в доме 22, где находился известный на всю столицу ресторан «Данон», часть акций которого принадлежала семье Брундуковых. Мужская часть семьи трудилась на различных должностях в упомянутом ресторане. Отец Амины — Осман Валиевич родился в Санкт-Петербурге в 1912 году. Получил домашнее начальное исламское образование. Осман эфенди являлся участником Великой Отечественной Войны, в 1946 году закончил службу на Дальнем Востоке после разгрома Квантунской армии. После войны в зрелом возрасте получил среднее специальное образование, закончил техникум. В браке с Равилей ханум родили, вырастили и воспитали троих детей Абдуллу, Амину и Абдул-Кадира.

Амина ханум в стенах ЛГУ им. А.А. Жданова в совершенстве овладела английским языком и дальнейшая ее трудовая жизнь была связана с «Интуристом», где успешно работала гидом-переводчиком.

Родители Валиуллы эфенди в 1935 году переехали из Мордовии в Ленинград. В семье Халиуллы и Разии родилось четверо детей. Алимжан, Рахимжан, Рушания и Валиулла.

Все дети получили хорошее домашнее воспитание и добротное светское образование. Наиболее ярким представителем семьи Теляшовых является Рахимжан. В 1957 году он с Золотой медалью закончил вечернюю школы рабочей молодежи, а в 1962 году факультет журналистики ЛГУ им. А.А. Жданова. Большое внимание в своем творчестве Р.Теляшов уделяет исторической теме — объективному освещению истории и культуры татарского народа. Является автором трудов «Золотая Орда: Полемические заметки», «От индейцев и гуннов до Золотой Орды», «Татарская община Санкт-Петербурга. К 300-летию города», «Татары и русские. Историко-лингвистические размышления», многих других книг. Р.Теляшов был инициатором и активным участником организации выставок в Казани: «Сокровища хана Кубрата и Золотой Орды» из фондов Государственного Эрмитажа, которые имели громадный успех у жителей республики Татарстан. В биографии семьи Теляшовых следует не без гордости отметить следующий  исключительно значимый факт. Братья Рахимжан и Валиулла совершили хадж — посещение святых мест в Саудовской Аравии, города Мекку, Медину, тем самым выполнили четвертое великое религиозное предписание  для правоверного мусульманина.

Портрет Хаджи Валиуллы Тиляшова, Р.А. Гилазов

Еще одним характерным знаком названных семей является их высокий образовательный уровень. Все упомянутые в этой статье лица являются выпускниками ВУЗов  Ленинграда, Санкт-Петербурга, Казани. Те, кто помоложе, старательные студенты или учащиеся школ.

Рашид Гилазов — Почетный член Международной гуманитарной Академии «Европа-Азия».

Сабира Валеева — кандидат экономических наук. Диссертацию защитила в знаменитом ФИНЭКе Санкт-Петербурга.

Руслан и Медина Гилазовы имеют несколько высших образований.

Немец по происхождению, Фукс Карл Федорович, живший в Казани с 1812 по 1846 год, отмечал приверженность татар к образованности. «Татарин, не умеющий писать и читать, презирается своими земляками, не пользуется уважением, посему всякий отец старается как можно раньше записать своих детей в училище, где бы они выучились читать и писать». По переписи 1897 года грамотность среди татар была 87%, 1926 году она составляла 89%

Свидетельством отношения к учебе детей является пример наших родителей, которые несмотря на трудности, материальные и бытовые, говорили нам «Укырга киряк» — «Учеба необходима», при этом добавляя «Уку — энеблян кый казу» — «Труд обучения сродни выкапыванию колодца посредством иголки». Действительно, учеба необходима, но она даст положительный результат вследствие прилежания и старательности по приобретению знаний.Жилища Валеевых, Гилазовых, Тиляшовых украшены произведениями живописи, шамаилями, аятами из Священного Корана, фотографиями ушедших в мир иной родителей, близких родственников.

Булгары, Белая мечеть, Р.А. Гилазов

Все это — казалось бы несущественные атрибуты быта, но смею полагать, именно эти предметы в доме создают гармонию, красоту, уют, а главное ИХЛАС — искренность в отношениях близких людей, ИХСАН — желание совершать благодеяния, делать добро, незаметно, ненавязчиво создают прочную нить во взаимоотношения поколений. Гармоничные, уважительные, трепетные  отношения  внутри семьи были важными всегда, а в настоящее время важны особенно.

С уважением и наилучшими пожеланиями,

хаджи Валиулла

10 октября 2022 года Санкт-Петербург