Командир счастливой «Щуки» Измаил Зайдулин

«Командир счастливой «Щуки» — так называется советский художественный фильм о моряках-подводниках Северного флота во время Великой Отечественной войны. Образ лодки Щ-721 и её капитана Строгова можно считать собирательным. А вот Измаил Зайдулин – героический командир подлодки типа Щ (Щука) – реальный человек. И, возможно, о нем еще снимут фильм, правдиво рассказывающий о его подвиге…

В конце 2019 года безымянному мысу в Ленинградской области присвоили имя первого подводника-татарина Измаила Зайдулина. Впервые за эти годы были отмечены  заслуги легендарного подводника, которому принадлежат такие достижения как рекордное по продолжительности автономное плавание (1936 г.) и первый в истории отечественного флота переход подводной лодки Северным морским путем (1940 г).

В 1930-х годах советский флот активно готовился к войне. Одной из главных задач —  было, как можно дольше сохранить боевую готовность подлодок вдали от берега и во льдах. Первые рекорды автономности на «Щуках» поставили подводники из пятой морской бригады на Тихоокеанском флоте. В эту бригаду и попал Измаил Зайдулин.

Особенность «автономки» в том, что подлодка в одиночку уходит далеко от баз и не может пополнить запасы топлива и провизии. Считалось, что «Щука» способна самостоятельно уходить на 20 суток, а пятая бригада за пару лет превысила эту норму в 2 и 2,5 раза.

Когда Измаил Зайдулин стал командиром подлодки Щ-123 «Угорь» в этой стахановской бригаде, ему было всего 29 лет. Уже в 1936 году его «Угорь» поставил новый рекорд «автономки».

Причём Измаил Зайдулин совершил самую продолжительную «автономку» без подготовки. Запасы провизии были рассчитаны на 60 суток. Представьте, как грамотно командир распределял суточные пайки, если их хватило ещё на 15 дней! «Угорь» более чем втрое превысил норму автономности, в полтора и два раза побил прошлые рекорды. Статьи о подвиге, за который Зайдулин получил орден Крас­ной Звезды, растиражировали газеты.

Моряков-победителей на берегу осыпали цветами. На причале Измаила встречала жена Ольга с малышом Джемалом. В 1936 году семья почти не видела Измаила, ведь он провёл на своей подлодке 336 суток, а дома, выходит, был всего месяц.

За такую стахановскую выработку моряков сначала наградили, а затем… репрессировали. Зайдулина и других командиров бригады обвинили в измене Родине, шпионаже и контрреволюционном заговоре, диверсиях и вредительстве. Его забрали 2 августа 1938-го, и больше года он просидел под стражей без предъявления обвинения! Значение подвига преподнесли так: якобы долгими походами подводники хотели вывести из строя технику, сорвать боевую готовность экипажей. К счастью, военный трибунал обвинения по 58-й статье отвёл, признав вчерашний подвиг не заговором, а «служебной халатностью».

Зайдулину повезло больше, чем товарищам, его приговорили к трём годам, но амнистировали прямо в зале суда. Моряков реабилитировали только в 1940-м.

На какую бы должность ни ставили Измаила Матигуловича, он везде добивался результатов. В 1940 году, не побоявшись, что ему припомнят прошлые «ошибки», он совершил новый подвиг – первым прошёл на подлодке Щ-423 Северным морским путём. Проверил, как ведёт себя лодка подо льдами Арктики, и доказал, что можно оперативно перебрасывать «Щук» с Северного на Тихоокеанский флот. Это была экспедиция особого назначения, начальником штаба которой и стал Зайдулин. Поход Щ-423 длился с 5 августа по 17 октября. Никто не знал, как поведёт себя лодка во льдах, хватит ли прочности корпусу. Её сопровождали надводные суда и ледоколы с запасом топлива, провизии на случай аварийной зимовки. Но даже эти страховочные суда постоянно менялись, а подводники ни разу не покидали «Щуки».

Для прочности лодку впервые одели в «противолёдную шубу» (деревянная обшивка), это и спасло корпус. Но внутри 56-метрового судна была такая влажность, что конденсат оседал на одежде подводников, и её было не просушить. Экипаж мёрз даже в кожаных полушубках. Трюмы обледенели, электрогрелки не справлялись с обогревом. Поэтому впервые подводники придумали прогревать лодку изнутри паром с обеспечивающего судна. Хуже всего, что экспериментальная батарея чадила водородом, так что любая искра могла превратить подлодку в водородную бомбу. Подводники мучились головной болью, их мышцы по утрам были расслаблены.

Пожалуй, только вкусный обед мог поднять настроение экипажу, взбодрить подводников, которые мало двигались и не могли надышаться свежим воздухом. Когда поход завершился, Зайдулин предложил наградить кока, который даже в шторм ни разу не опоздал с обедом. Кстати, из дальнего похода советские подлодки обычно встречали жареным поросёнком. Но ради мусульманина Зайдулина традицию нарушили – вручили торт.

После похода Зайдулину присвоили звание капитана 2-го ранга, но госнаград за этот переход подводники не получили. Дело в том, что по пятам за «Щукой» Германия втайне от англичан и американцев, но с разрешения Сталина, перебросила на дальневосточной театр военных действий рейдер «Комет» (вспомогательный крейсер). Только в НКВД знали, что судно, замаскировавшееся под торговое, везёт артиллерийские снаряды и торпеды. Рейдер имел прямую связь с Берлином и попутно разведывал обстановку в советской Арктике». Вот так решение Сталина помогло врагам: уже в ноябре 1940 года рейдер топил английские суда, а в 1942-м уничтожил легенду Северного флота – ледокол «Александр Сибиряков».

Второй свой орден – Отечественной войны I степени – и звание капитана 1-го ранга Измаил Зайдулин получил посмертно. В августе 1944 года советские лётчики приняли его катер за вражеский. Зайдулина сбили с борта, смертельно ранив. Его орден передали семье.

Старший сын Зайдулина Джемал пошёл по стопам отца – будучи курсантом Высшего военно-морского училища, он прошёл на подлодке Севморпутём. Стал командиром атомной подлодки, имел орден Красной Звезды. Младший сын Рустэм Зайдулин дослужился до капитана 1-го ранга.

В 2015 году на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга открыли небольшой памятник Измаилу Зайдулину. В Центральном военно-морском музее стоят модель подлодки Щ-423 в «противолёдной шубе» и бюст её легендарного командира. Казани.
Только в 2015 году экс­пертный совет главнокомандующего ВМФ детально разобрал действия Измаила Матигуловича и заключил, что его подвиг незаслуженно забыт. Уроками подлодки Щ-423 СССР воспользовался уже в войну, когда нужно было срочно усилить Северный флот, перебросив туда корабли. Долгое время имя героя подводника было предано забвению, но благодаря усилиям его потомков при поддержке военных моряков, историков и ветеранов заняло достойное место в летописи Военно-морского флота России.