Казаковы и Казаковская мечеть

В 1888 г. на территории бывшей Гилянской слободы в 5 участке города Астрахани, в конце Беломечетной улицы, частью прихожан приходов Белой и Черной мечетей (Ак-мечеть и Кара-мечеть) на собрании было принято решение о создании самостоятельного прихода (махалли). По существовавшим тогда правилам махалля должна была представить имама, который ее возглавлял. Им стал Абдурахман Абдул Вагап (или правильнее Абд-ал Ваххаб). Он же убедил прихожан строить каменную соборную, а не деревянную пятивременную мечеть. Эта мечеть стала третьей (после Ак-мечети и Кара-мечети каменной в Астрахани).

Абдурахман-хазрят был утвержден имамом прихода летом 1889 г. Назначение его приветствовал ахун Астрахани Алимбек Салихов. Самому приходу был присвоен №9. Проект будущей мечети был представлен в Астраханское Губернское Правление в 1892 г., после чего, весной 1893 г. состоялась закладка фундамента, сам Абдурахман-хазрят рассчитал «кыйблу» — направление на Мекку, Алимбек-хазрят благословил строительство.

Одновременно с образованием махалли Абдурахман-хазрят открыл медресе для татарской молодежи. Вплоть до революции он оставался учителем вероучения здесь. Уже в ходе строительства и мечеть и медресе при ней в честь основателя и имама получили название «Вахабия». В это же время имам стал одним из учредителей Попечительства о бедных татарах г. Астрахани. В 1907 г. – одним из учредителей мусульманского общества «Джаммияти-Исламия», объединившего богатых предпринимателей-мусульман и мусульманское духовенство Астрахани.

Абдурахман Абдул Вагапов пожертвовал свою собственную землю под строительство мечети. Абдурахман-хазрят принадлежал к астраханским мещанам, видимо происходивших из юртовских татар одного из пригородных сел, родился в Астрахани. Его младшая сестра была замужем за Ибрагимом Адельшиновым — сыном астраханского купца II гильдии Валита Адельшинова. Именно эти связи в торгово-промышленных кругах мусульман города и позволили в итоге махалле обрести красивейшее здание мечети.

Приход был достаточно небогатым (в основном мелкие торговцы и чернорабочие), сам мулла значительными средствами не обладал. Уже после закладки фундамента стало ясно, что махалля осилить самостоятельно строительство каменной мечети не в силах.

Строительство на свои средства завершил Потомственный Почетный гражданин Казани, астраханский купец IIгильдии Мухамедшакир Мухаметзянович Казаков (1848-1932 гг.), владелец большой чаеразвесочной фабрики и нескольких крупных торговых заведений в Астрахани (в 1890-е гг. годовой оборот составлял 100 тысяч рублей).

В начале 1897 г. Казаков приступает к строительным работам. Не испытывая проблем с деньгами, материалами и рабочей силой, мечеть, строилась быстро, буквально на глазах. И к началу весны 1898 г. полностью была готова к богослужению. В архивах прямых указаний на авторство проекта, но по некоторым косвенным сведениям авторство проекта можно приписать городскому архитектору А.С. Малаховскому, который позже выстроил каменную мечеть на Больших Исадах (на ее строительство М.М. Казаков также пожертвовал значительную сумму). Другим возможным автором проекта мечети называют П.И. Романова – известного казанского архитектора, по проекту которого в Казани в 1876 г. Мухаметзяном Казаковым на свои средства (отцом Мухаметшакира) была выстроена мечеть в Старотатарской слободе.

Внук М.М. Казакова, известный татарский историк С.Губайдуллин так описывал своего деда: «Дед отличался исключительной добротой и широтой натуры. Об этом свидетельствуют и его бывшие служащие, которых у него было множество — по дому и в магазинах. Как правило, его работники имели многодетные семьи (по 5-6 детей) и содержали их достойно. Дед хорошо и щедро оплачивал их труд. Так что никакой «классовой вражды» со стороны рабочего люда наша семья никогда не испытывала.

Вспоминаю его строгий и скромный облик истинного мусульманина. Одевался он по старым татарским обычаям: на голове обязательно кяляпуш или тюбетейка, на ногах мягкие кожаные ичиги, на теле длинные белые рубахи, сверху казакин или бешмет. Строго придерживался он норм шариата: пять раз в день совершал намаз и постоянно посещал мечеть. Дед никогда не курил, не употреблял алкоголь, не фотографировался, считая это большим грехом. Мои многочисленные попытки тайно его сфотографировать очень сердили, поэтому в семье нет ни одной его фотографии».

В мае 1898 г. строительство мечети было завершено и она была освящена. М.М. Казаков оставался ее почетным блюстителем до революционных событий 1917 г. В 1901 г. приход мечети составляли 785 мужчин и 685 женщин (всего 110 домохозяев).

Мечеть представляет собой двухэтажное здание из красного кирпича. Характерными элементами архитектуры мечети является соединение основного объема храма с вертикалью минарета над центральным входом. В силу обстоятельств, сопровождавших основание и строительство мечети, в народе ее называют мечеть-Ваххабийя, Красная, Казаковская, Казанская.

В мечети устроен единый молельный зал, в нем отсутствует дополнительное членение на две половины, ни во внутреннем планировочном, ни в объемно-пространственном, ни в декоративном решении. Лишь минарет с размещенными в нижнем ярусе его входными лестничными помещениями трактован в стиле сложившейся в Астрахани в XIX в. культовой мусульманской архитектуры – отдельным, примыкающим к молельному залу с севера объемом.

В советское время мечеть №9 была одной из двух действующих в Астрахани. Правда, в 1941 г. она была закрыта с передачей помещения под ремесленное училище. Однако в 1950 г. мечеть вернули верующим. Сегодня в ней располагается резиденция муфтия Астраханской области, руководителя Астраханского регионального управления мусульман Назымбек-хазрята (Ильязова). Поэтому сегодня мечеть называется Соборной.

Празднование столетнего юбилея Соборной мечети происходило в октябре 1998 года. Перенос даты празднования с мая месяца на октябрь был сделан для того, чтобы люди, собрав урожай, могли достойно отметить торжество, принести жертвоприношение. Торжественные мероприятия состоялись 15 октября, на них присутствовали имамы мечетей города и области, Владыка Иона, Глава Администрации Астраханской области А. П. Гужвин и Мэр Астрахани И. А. Безрукавников. Торжественный намаз по случаю юбилея Соборной мечети провели муфтий Назымбек Хазрят и имам Рафаэль хазрят.

О Казаковых

Казаков Мухамметшакир Мухамметзянович (1844-1932) — предприниматель, мусульманский общественный деятель, меценат. Представитель богатой семьи татарских купцов Казаковых, сын основателя династии Мухамедзяна Назировича (1800-1890). Мать Бадыйгульзамал — из казанской купеческой семьи Юсуповых (1815-1878). Получив свою часть наследства, Казаков в юном возрасте покинул Казань и уехал в Астрахань, чтобы продолжить начатый там отцом торговый обмен с Китаем и близлежащими приграничными странами. Неоднократно снаряжал торговые караваны верблюдов, возвращаясь обратно с большими партиями чая и других товаров. Вскоре в Астрахани было построено кирпичное здание чаеразвесочной фабрики Казакова, открыты магазины. В 1870-72 гг. построил собственный кирпичный 2-этажный дом на берегу канала с куполом над входом. В этом же доме в Астрахани у них с женой Бибигазизой (1853-1923) родилось 5 детей. С 1857 г. Казаков — купец 2-й гильдии, с 1863 г. — 1-й гильдии, с 1875 г. отец и сын Казаковы возведены в потомственное почетное гражданство.