Как шутили наши предки

До 1917 года на татарском языке издавались сразу несколько иллюстрированных сатирических журналов. Самыми известными из них были казанский «Ялт-Юлт» и оренбургский «Кармак».

В дореволюционное время чувство юмора сопровождало татар везде. На страницах газет, в медресе и на базаре. Это и различные розыгрыши, и другие шутки-прибаутки. Например, в медресе старшие шакирды подшучивали над младшими товарищами, пользуясь наивностью последних. Шакирды разыгрывали не только друг друга, но и становились мишенью для шуток некоторых благодетелей медресе. Юмор и шутки помогали выживать в тяжелое время, не терять самообладания и надежды на лучшее будущее, стойко переносить любые невзгоды и не терять «свое лицо», свой национальный колорит, свой язык, свою национальную идентичность.

Странные шутки Ибрагим-бая Юнусова

Иногда они граничили даже с каким-то издевательством. Например, в Казани слыл большим оригиналом небезызвестный купец Ибрагим Юнусов, вечный оппонент знаменитого Шигабутдина Марджани.

Шутки Ибрагим-бая часто носили немного странный характер. Купец запросто мог приколотить обувь своих гостей к крыльцу. Люди, не ведавшие о проделках Ибрагим-бая, естественно, при выходе падали. Особенно часто попадали шакирды.

Иногда Ибрагим Юнусов устраивал странные застолья: кормил гостей сначала похлебкой из полбы, предупредив, что другой еды больше нет, а после того, как шакирды наедались, слуги выносили более изысканные яства. В зависимости от ситуации, Ибрагим-бай мог и изменить сценарий: если шакирды почти не притрагивались к похлебке и ждали настоящего угощения, он говорил им: «Не обижайтесь, другой еды нет» и выпроваживал их домой, смеясь им вслед. Многие из этих случаев в качестве мәзәкләр – народных «анекдотов» вошли в фольклор.

Галимджан Баруди и юмор

Иногда курьезы случались на ровном месте. Широкую известность получила история о том, как писатель и публицист Фатих Амирхан «съел» мыло. На самом деле литератор ел булку с сыром. Увидел это один татарин и подумал, что писатель ест мыло. Просто в то время сыр ели не все татары, вот и этот зевака не догадывался о существовании такого продукта.

Вскоре слух о едоке «мыла» разошелся по всей слободе, на вечернем ифтаре Юсуф-хазрат пожаловался на этот «возмутительный» случай самому Галимджану Баруди. Но уважаемый хазрат воздержался от публичного осуждения своего бывшего шакирда Фатиха Амирхана, лишь отшутился в ответ: «раз ели мыло, значит, Уразу они не нарушали». Габдулла Тукай посвятил этому курьезу даже юмореску «Сабын ашаганнар» («Съевшие мыло»).

Татарская самоирония

Татарские литературные произведения, а также публицистика и письма того времени пестрят юмористическими замечаниями, а самое главное, самоиронией. «Как и всякое дело у татар, рождение мое для меня не было делом заранее обдуманным…- писал в шуточной автобиографии Ф.Амирхан.- Как и каждый татарин, после рождения я не стал ломать голову над тем, для какой цели я родился…».

В таком же ключе иронизировал над собой, над своим бытом и Габдулла Тукай.

Общение татарских писателей тоже порой строилось на шутливых нотах. Так, дебютанту Галиаскару Камалу, написавшему свою первую пьесу «Несчастный юноша», писатель Гаяз Исхаки обратился со словами: «Я слышал, ты оперу написал?». Неизвестно, как драматург отреагировал на эти слова в 1898 году, но, когда Гаяз Исхаки считался уже буржуазным писателем, Галиаскар Камал в своих мемуарах вспомнил и об обидной шутке опального классика татарской литературы.

Кстати, Галиаскар Камал был постоянным автором журнала «Ялт-Юлт» и был известен своими карикатурами. Да и его пьесы были пронизаны юмором и сатирой, грань между двумя жанрами была очень зыбкой. А прототипами его пьес были жители татарских слобод Казани.

Отличался искрометным юмором Габдулла Тукай. Он любил розыгрыши. А в своих публикациях знаменитый поэт допускал различные смешные сравнения и замечания.. Иронизировал он и над названиями казанских гостиниц: «…один харчевник назвал свои номера по продаже перемячей «Амур». На самом деле их следовало назвать «Камыр».

Невероятный конферансье

Еще одним таким «клоуном прессы» («матбугат клоуны» — так его называли современники) был уфимский поэт Шайхзада Бабич. Накануне Первой мировой войны и в тяжелые военные годы он отвлекал читателей от тяжелых будней своими фельетонами и стихотворениями. Кроме того, он был потрясающим конферансье. Зрители были в восторге от концертов, ведущим которых был Бабич. В 1916 году в издательстве «Тормыш» был выпущен даже сборник «Көлке капчыгы» (Мешок смеха) по мотивам его концертных выступлений. В предисловии к этому сборнику поэт рассуждал о пользе смеха, о его благотворном влиянии на человека, а также о том, что с помощью юмора можно говорить о серьезных и важных вещах.

Смех и ирония помогали преодолевать трудности жизни и переносить легче разные ситуации. Юмор и сатира в литературе, в прессе, на театральной сцене и в жизни демонстрировали неравнодушие людей друг к другу.