Ирек Биккинин «Татарская аристократия Темниковского княжества и ее потомки»

Предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги Ирека Биккинина «Татарская аристократия Темниковского княжества и ее потомки». Продолжение публикации

XIV в. принято считать временем начала формирования собственно мишарской народности из двух основных тюрских этнических компонентов – буртасов и кипчаков, с добавлением булгарской и мордовской составляющих, а также пришлых тюркских родов[11].

К середине XIV в. в Татарской Мещере сложился определенный слой знати, управлявшей местным населением. Эта знать не была однородной этнически, но главенствующее положение занимали пришлые золотоордынские аристократы тюрко–монгольского происхождения. Наиболее высоко стояли Чингизиды, т. е. происходящие напрямую от Чингисхана и поэтому обладающие неоспоримым приоритетом перед любыми другими знатными людьми, так как все земли, завоеванные монголами, рассматривались как родовая собственность Чингизхана и его потомков. Таким Чингизидом был и будущий правитель Темниковской Мещеры (ТМ) Бехан. Анализ его имени “Бе+хан” (или “Би+хан”) показывает, что он имел как монгольские, так и местные тюркские корни. Первая компонента “Би” (один из тюркских титулов, букв. “богатый, занимающий высокое положение”, синоним титулов “бек” и “бей”) характерна только для кипчакских и булгарских племен, в то время как компонента “Хан” является общей как для монголов, так и тюрков вообще.

Татарские князья Темниковской Мещеры  во многих источниках называются и мордовскими князьями. Очевидно, что их так называли не только из-за названия народа, над которым они княжили, но и потому, что среди самой знати Темниковской Мещеры было немало мордвы, причем не только инкорпорированной и ассимилированной (особенно после принятия ислама, что нисколько не удивительно), но и таких, которые сохраняли свою этническую сущность. В то время как местные буртасские и кипчакские знатные люди Темниковской Мещеры  из-за языковой и культурной близости полностью слились с Чингизидами,

 образовав уже мишарскую знать, многие мордовские мурзы и князья продолжали говорить на своем языке и придерживаться своих старинных обычаев. То, что часть мурз Татарской Мещеры была на самом деле этнической мордвой, подтверждается и документальными данными – например, вплоть до XVIII в. в Саранском уезде существовали две деревни мордовских мурз – Рындино и Кельвядне[12].

Хотя браков между Беханидами и мордовскими мурзами документально зафиксировано очень мало, что объясняется дефицитом источников[13], все же следует полагать, что тюркские и монгольские властители в ТМ продолжали придерживаться своей обычной многовековой практики укрепления власти и управляемости территорий путем установления брачнородственных отношений с местными родоплеменными вождями.

Начало XIV в. для ТМ было весьма благоприятным. Новый хан ЗО, Узбек Султан Мухаммед, переместил центр печатания денег из Укека в Наровчат (по–татарски Мукшы или Мохши, а также Нуриджан). Там началось строительство новых мечетей, дворцов, караван–сарая, водопровода, бань, мавзолеев и т. д. Фактически на время строительства новой столицы ЗО на Волге – Сарая–Берке (называемого, по нумизматическим данным, Сарай ал–Джедид)[14], именно Наровчат выполнял функции столицы, хотя документальных данных о том, что хан Узбек сидел именно в Наровчате, нет. Есть только указания у восточных авторов, что хан Узбек на 8 лет, т. е. до 1320 г. (времени окончания строительства Сарая–Берке) удалился в “северный улус”.

Продолжение следует