Древний Булгар

Северная Мекка, Изге Болгар, Булгар — уникальное место на высоком Волжском берегу: это и священная для мусульман Поволжья точка отсчета принятия ислама (21 мая 922 года), это и уникальный памятник исчезнувшего государства Волжская Булгария и его культуры, это и самый северный в мире памятник средневекового мусульманского зодчества. А если про личное ощущение, то это ещё одно зримое доказательство того, как в Татарстане берегут историю, как подают пример веротерпимости, храня веру свою, но уважая при этом чужую. Ладно, столица Казань, тесное соседство мечетей и храмов там давно воспринимается как само собой разумеющееся, но вот, пожалуйста: древний город, Х век и — Успенская церковь ближе некуда от Соборной мечети.Конечно, не всё здесь — живые века в камне, многое реконструировано, восстановлено, но главное спасибо за то, что вообще было что восстанавливать, надо говорить, знаете, кому? «Строго беречь развалины, отнюдь не расхищая их», — из указа Петра I. И он, и Екатерина II стремились сохранить столь уникальное место.

Нет, правда, я не знаю, как рассказывать о Булгаре… Слишком много всего, от прекрасного музея Булгарской цивилизации до минаретов и мавзолеев с их легендами, от ханских усыпальниц до одновременно воздушной и мощной современной «Ак мэчет» — Белой мечети. Совсем новая ещё, 2012 года постройки. Три купола, два минарета в стиле минаретов мединской Мечети Пророка, 16 витражных окон, арабески, каллиграфия, постоянно звучащий Коран, михраб в направление Мекки… Достойный памятник в месте становления ислама, как одной из основных религий тогда еще будущей России.
«Не огнем и мечом, а дорожным посохом» – мусульмане этим гордятся.

Кстати, именно сюда, в Волжскую Булгарию, отправлял князь Владимир послов для знакомства с мусульманской религией. Вспомнив об этом, самое время вернуться на городище и представить, что они могли в то время там увидеть. А пока идём, немного истории:

Середине первого тысячелетия нашей эры. На огромной территории от Китая до Балкан, сменяя друг друга, образовываются тюркские кочевые государства – каганаты. На стыке VI-VII веков на Северном Кавказе возникает одно из них — Великая Болгария, правда, почти сразу попадая под давление каганата Хазарского. Не выдержав соперничества, болгарское общество распадается, часть его уходит на Запад, где основывает сегодняшнюю Болгарию. Другая же обосновывается на Каме и Средней Волге, смешивается с местным населением и входит в историю под именем камских и волжских булгар. На богатой плодородными землями и полными дичи лесами кочевников становятся вполне оседлымии и основывают новое крупное государство, обретшее полную силу к концу IX века.

Про принятие ислама Волжской Булгарии можно рассказывать легенду, а можно вполне прозаическую версию о необходимости иметь сильного союзника в борьбе против Хазарского каганата, которого булгары и нашли в лице тогдашнего центра исламского мира — Багдадском халифате. Поэтому к 922 году, когда ислам был здесь принят официально, религия эта была уже хорошо известна и многими исповедовалась.

Известна такая легенда

Один мусульманский купец прибыл в столицу Булгарии из Бухары. Был он человеком образованным и в совершенстве владел искусством медицины. Случилось так, что царь с женой в это же время заболели тяжелой болезнью. Их лечили всеми известными тогда лекарствами, но недуг только усиливался. Прознал про это купец, и сказал, что может помочь в беде, но при условии, что они примут его веру. Они согласились и были исцелены, и «приняли ислам, и принял ислам народ их страны».

(Из книги булгарского историка Якуба Нугмана)


В 986 году булгары предложили князю Владимиру Святославичу принять их религию. Но Русь, как известно, пошла иным путем, приняв крещение.

После разгрома Святославом Хазарского каганата Великая Волжская Булгария стала могучим государством и в какой-то степени даже опасным соседом Киевской Руси. Ее столица город Биляр был больше средневековых Киева, Владимира и даже Парижа. Но на силу нашлась еще большая сила, Волжская Булгария была разгромлена Золотой Ордой, а ее культура и народ стали частью этой Орды.

Дальше — известно: расцвет до середины XIV века, потом междоусобицы в Золотой Орде, ее крах и крепкая Русь. В итоге Булгария лишилась стратегически важных южных земель, перешедших к Москве, сохранив лишь северные земли с центром в Казани. Так началось формирование в Северном Поволжье нового государства – Казанского ханства, с новым этносом казанских татар.

А мы с вами возвращаемся в Болгар современный и выходим за территорию Белой мечети… и сразу видим Свято-Авраамиевскую церковь, но туда не в этот раз. В этот раз наш путь лежит к местам более древним, но знайте, что славится этот храм не только своей небесной лазурью, батюшка здешний — личность известная, считается он великим молитвенником, идут и едут к нему православные не только со всей России, но и мира.

Если идём пешком, то не пройдем мимо Малого минарета. И это правильный маршрут, потому что именно он здесь — единственное, что дошло до нас в первозданном виде.

Но не только из-за старины Малого минарета мы к нему так внимательны. В каждой религии и каждом значимом для неё месте свои поверья, и если верите, то поднимитесь на 40 ступеней этого минарета, и Аллах снимет с вас 40 грехов.Впрочем, если не верите или считаете себя безгрешными, всё равно поднимитесь, наградой будет прикосновение к 14 веку и возможность посмотреть на Булгар с высоты.

Но и это не все, у минарета есть ещё одна легенда, и снова о том, как мирно могут сосуществовать разные религии на одной земле:

После завоевания Булгара этот минарет пытались разрушить, т.к. не хотели, чтобы он стал местом паломничества мусульман. Но дважды разрушенный, он наутро снова представал целым. Его разрушили в третий раз, сбросив камни в реку, но наутро минарет снова стоял целехонький, только с мокрыми камнями. И тогда православный священник пришел к разрушителям и сказал: «Ну и сколько еще вы будете издеваться над святыней — он как стоял здесь, стоит, так и будет стоять»

Рядом с минаретом Ханская усыпальница. Но в самом ли деле это усыпальница, а если да, то ханская ли (другая версия — здесь хоронили святых мусульман), науке уже доподлинно неизвестно.И здесь же памятник тем самым первым сахибам, которые по легенде принесли ислам на эти земли задолго до его официального утверждения. Посох, перо и чалма — три подарка им от пророка Мухаммеда.

Булгары, татары редко ставили свои поселения у колодцев, всегда у текучей воды, по рекам, ручьям и даже небольшим ключам.Ханский дворец. То есть руины ханского дворца XIII века под пластмассовой защитной крышей (все в порядке, с ЮНЕСКО согласовано, там одобрили). Построен был дворец сразу после завоевания Болгара монголами, стоял на самой высокой точке городища. Да, теперь руины, а не роскошная восточная сказка, но что-то такое в этом месте есть…

Середина XIII века, время после завоевания булгар монголами. Строится грандиозная мечеть, дабы враги видели ее издалека и устрашались одним видом мощи государства, её построившего. Не просто памятник — и сегодня она по-прежнему место паломничества мусульман, место умры — малого хаджа, и по-прежнему совершается здесь особый намаз.
Вход в мечеть был прямо через Большой минарет. Тот, что мы видим сегодня — реконструкция, но, пожалуй, это тот случай, когда она необходима для воссоздания духа прошлого. В конце концов, этот минарет столько раз строился и разрушался от действия времени, врагов и кладоискателей, что ещё одно его восстановление — лишь продолжение его жизни.