ДОКЛАД Председателя ДУМ СПб и ЛО, полномочного представителя  Председателя ДУМ РФ в СЗФО Дамира хазрата Хусаинова

Доклад Председателя ДУМ Санкт-Петербурга и Ленобласти, полномочного представителя Председателя ДУМ РФ в СЗФО Дамира хазрата Хусаинова на конференции Татарского Дворянского Собрания Санкт-Петербурга: «Екатерина Великая  и татарский мир. Вклад в развитие просвещения и благотворительности  в России» 

От имени Муфтия шейха Равиля Гайнутдина, Председателя Духовного  управления Российской Федерации, сердечно приветствую наше  глубокоуважаемое собрание в лице достопочтенного Президиума, наших  дорогих гостей, коллег и единомышленников, всех, кого заботит история  татарского народа и, в частности, пример героев своего времени, которые эту  историю творили, закладывали фундамент в дело строительства татарами  своей нации и формировали свой, особенный для страны евразийский тип  российской государственности. Приветствую всех искренним  мусульманским приветствием «Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Ллахи ва баракятух»- Мир вам, милость Аллаха и Его благословение! Передаю его  молитвенные пожелания успешной творческой и продуктивной работы  нашей конференции, а участникам и гостям – конструктивных диалогов,  интересных дискуссий и встреч. 

Уважаемые президиум, гости и участники конференции Татарского  Дворянского Собрания Санкт-Петербурга! 

Когда оценивается значимость исторического вклада правителей имперского периода нашей страны в ее позитивное развитие, мы слышим  следующую тройку имен и характерные комментарии к ним: Пётр I огромное количество реформ, европеизация. Екатерина II- Уставная (Жалованная) грамота дворянству, просвещение и легализация ислама в  империи (издание указа о веротерпимости). Александр II — отменил  крепостное право. 

Так же есть много эпох в истории формирования и развития татарской  нации, Татарстана в частности, таких как эпоха Волжской Булгарии, эпоха  Золотой Орды, далее Казанского ханства, время царствования Екатерины II,  история Казанской губернии в XIX веке. Именно время правления  Екатерины II – считается самым интересным периодом истории Татарстана  в составе российского государства, именно оно вошло в историю  многоговорящим эпитетом — «Золотым веком». Примечательно, что  Екатерина II не вписывается в гендерные стереотипы того времени.  Женщина не только эффективно управляла государством, но значительно  расширила его территорию. 

Екатерина II – это единственный правитель Российской империи, чей  образ наделен наиболее положительными чертами в публичном пространстве

татарского дискурса, которые заполняется разными агентами формирования  памяти: и историками, и писателями, и журналистами.  

Её преобразования затронули все важнейшие сферы жизни русского  общества. Екатерину, поэтому, часто сравнивают с Петром I. Однако ей  была присуща иная характерность правления. Екатерина Великая «кротко и  спокойно закончила то, что Петр Великий принужден был учреждать  насильственно» в целях «европеизации» страны. Екатерина II предпочитала  силу убеждения, а не жестокую хватку своего кумира. Князь П. А.  Вяземский остроумно заметил по этому поводу: «Как странна наша участь.  Русский силился сделать из нас немцев; немка хотела переделать нас в  русских». 

Итак, эпоха Екатерины II представляется у всех как время расцвета в  истории татар, которое наступило после упадка, падения Казанского ханства, после того, как татарский народ был лишен права на свою  государственность. 

Памяти этого героя своего времени, вошедшего в историю как правитель просветитель посвящают памятники, экспозиции, художественные  произведения и доклады. 

Дорогие друзья. 

Очень часто время, когда народ входил в состав империи (на любом  этапе своего цивилизационного развития, в состав любой мировой империи)  этот момент характеризовался и характеризуется негативно, так как  рассматривается, как лишение народа на реализацию права на  государственность. Однако в рамках общей повествовательной конструкции выделяются события и эпизоды, которые презентуются как поворотные  моменты, изменившие ход исторического развития общества, в нашем случае  татарского и, в общем, мусульманской уммы России периода правления 

Екатерины II. Эти события имеют далеко идущие последствия,  положительные последствия, дорогие друзья, и поэтому отмечаются с особой  торжественностью. 

Правление Екатерины II однозначно вписывается региональными  экспертами в татарскую историческую идеологию как поворотная эпоха в  развитии татарского народа. 

Именно так. Если брать во внимание элементы, из которых состоит  татарская историческая идеология, а это :  

1) балансирование между татарским этнонационализмом и гражданским  национализмом («татарстанизмом»);  

2) пантатаризм; 

3) идея потерянной в 1552 году и вновь обретенной в 1990-е годы  государственности; 

4) исламоцентризм; 

5) евразийство;  

6) тюркизм, 

то результаты анализа обширного эмпирического материала показывают, что  образ Екатерины Великой привлекается историками, журналистами и  краеведами чаще всего в рамках конструирования идеологем пантатризма и  исламоцентризма. 

И тогда перестает казаться удивительным(даже противоречивым), что такое  событие, как включение крымского полуострова под юрисдикцию  Российской империи апрельским Указом Екатерины II в 1783 году  оценивается татарами положительно(!), в то время как падение Казанского  ханства, то есть потеря одного из государственных образований татар,  представляется главной трагедией татарского народа. 

Для осмысления этого, надо вспомнить основные идеи пантатаризма. Посыл  очевиден: во-первых, татарский мир включает в себя не только Татарстан, но  и другие территории, на которых проживают сибирские татары, крымские  татары, литовско-польские и другие; во-вторых, именно Татарстан  осмысливается как центр татарского мира. С этой точки зрения, важность  завоевания Крыма объясняется тем, что «все группы татар были  объединены в составе Российской Империи». 

Таким образом, мы констатируем существенную разницу в интерпретации  истории присоединения Крыма к Российской империи при Екатерине  Великой у умеренных и радикальных националистах (куда же без них). Для  радикальных националистов Екатерина II, включившая в состав Российской  империи последнее татарское государство, стоит в одном ряду с Иваном  Грозным, завоевавшим Казанское ханство в 1552 году. Умеренные же  националисты рассматривают этот факт положительно, так как она  объединила всех татар в рамках одного государства. 

С точки зрения идеологемы исламоцентризма- образ Екатерины II  конструируется уже как антипод образа Ивана Грозного. Иван IV  представлен как злодей, исторический враг татар, который не только лишил  их государственности, но и положил начало насильственной христианизации.  Роль же ислама, как религии, в истории становления татар, как нации, оценивается всегда только позитивно, в отличие от негативных оценок  православия. Екатерину II часто называют «Эби-патша» или «Бабушка царица». Период её правления рассматривается как «золотой век» татар в  Российском государстве именно потому, что была закрыта Новокрещеннская 

контора, издан указ о веротерпимости и учреждено Оренбургское  магометанское духовное собрание, татарам-мусульманам были  предоставлены определенные гражданские права и возможности. В эпоху  Екатерины II татары действительно были, собственно, встроены в  Российскую империю, как часть этого российского государства. То есть  государство признало их как часть граждан. Им была предоставлена свобода  в вероисповедании и в социально-экономической деятельности. Кстати, это 

сразу было использовано для строительства мечетей, как мест поклонения и  мектебе, как мест просвещения. Как часто говорят татары- нам помогать не  надо, не этого просим…просто не мешайте работать. Татарам,  действительно, часто для выстраивания конструктивного диалога и  продуктивной деятельности не нужны дополнительные внешние ресурсы и  обстоятельства- у нас, дорогие друзья, огромный генетический потенциал и  интеллектуальный капитал, благодаря которым мы способны мобилизовать  наши имеющиеся внутренние ресурсы. 

Можно сказать, что завоевание усиливает приверженность покоренных народов духовным, прежде всего религиозным традициям, как символу  былой независимости. Что касается татар- у них убеждение в своей  принадлежности к «мусульманскому миру» с самого начала переплеталось с  формирующимся осознанием этнической общности в рамках определенных  географических границ. И эта связь религиозного и этнического в  общественном сознании татар под воздействием внешних сил только  усиливалась. В России мусульмане, по факту, на долгие столетия были  оторваны от основной массы мусульманских стран и находились в прямом  смысле в чуждом окружении на собственной земле, и в результате  этническая идентичность тесно сплелась в общественном сознании татар с  исламом. В результате были заложены основы для формирования своей отечественной богословской школы, воссоздание которой в наши дни, наш  Президент Владимир Владимирович Путин считает одной из важнейших  задач, стоящих перед российскими мусульманами. 

Цитирую: «Для успешного противостояния вызовам современности  необходимо в первую очередь обеспечить высокий авторитет  отечественного мусульманского духовенства и российской исламской  богословской школы», — заявил Владимир Владимирович на встрече с  муфтиями духовных управлений мусульман России в Уфе в 2013 году. По  словам Путина, российский ислам имеет все возможности, опираясь на  многовековой отечественный опыт в системе религиозного образования  сказать свое слово в развитии богатейшего богословского наследия. «Одна из  важнейших задач – воссоздание собственной исламской богословской  школы, которая обеспечит суверенитет российского духовного  пространства», — подчеркнул Владимир Владимирович Путин. 

Наш Президент уверен, что ислам является ярким элементом российского  культурного кода. Президент тогда на встрече с муфтиями напомнил об указе,  которым 225 лет назад было учреждено в России Духовное управление  мусульман. По мнению президента, это «показало тогда всему миру, показало  Европе, пример веротерпимости и мудрости». Владимир Владимирович уверен,  что это решение было продиктовано всей российской национальной историей,  которая никогда не знала религиозных войн как таковых. Это было  продиктовано опытом строительства уникальной цивилизации, соединяющей 

Восток и Запад, Азию и Европу. «При этом каждый этнос сохранил свою  самобытность», — подчеркнул президент. Он добавил, что духовное единство  народов России было сформировано во многом благодаря тесному диалогу  различных культур и конфессий, так как в их основе лежали общие  нравственные ценности — справедливость, правда, трудолюбие, уважение к  близким, патриотизм и любовь к общему отечеству, «которое одно для всех». 

Владимир Владимирович так же напомнил, что в российской истории  было много последователей ислама, которые принесли славу отечеству:  государственные и общественные деятели, ученые, предприниматели,  представители культуры и искусства, воины. В заключении он отметил, что  приоритетом публичной деятельности мусульманских организаций, цитирую: «должны быть не внутренние дискуссии и споры о верховенстве, а выработка  положительного образа традиционного ислама как важной духовной  составляющей всероссийской идентичности«. Вот оно ключевое выражение,  дорогие друзья. Традиционный ислам является и, благодаря нашей общей  работе, должен оставаться важной духовной составляющей всероссийской  идентичности. 

Та знаменательная встреча и степень внимания нашего Президента исламской тематике непосредственно связана с обсуждаемой сегодня ролью  Екатерины II в возрождении татарского народа. Цитирую: «Сегодня здесь, в Уфе, отмечается 225-летие учреждения имперским указом Духовного собрания  магометанского закона. Тогда, в конце XVIII века, ислам был официально  признан традиционной религией России, что способствовало становлению  мусульман как верных патриотов нашей страны«, — сказал Владимир  Владимирович. 

По словам Президента, ислам стал значимым фактором общественно политической жизни и «внес неоценимый вклад в духовное и культурное  развитие нашего общества». 

Истинные причины изменения государственной политики империи во  время правления Екатерины II в отношении татар и, собственно, в отношении  мусульман могут сколь угодно обсуждаться. Например, версия, что Императрица изменила отношение к исламу не из добросердечного  отношения к чужой вере, а из необходимости решать стратегические  вопросы развития империи и что она стала использовать ислам в качестве  инструмента управления и усмирения татар, то есть проводила политику в  интересах своего государства, а не в интересах благоденствия этой  этнической группы. И что, оказывается, возрождение ислама – это побочный  продукт имперской политики… Но остается фактом, что образ Екатерины  Великой стал неотъемлемой частью идеологем пантатризма и  исламоцентризма в рамках региональной политики памяти в Татарстане и  что время правления императрицы рассматривается как самый 

благоприятный для татар исторический период после окончания Казанской  войны. Этот правитель, герой своего времени, легализовал ислам в своем  государстве и заложил основы межэтнических и межконфессиональных  отношений, о которых мы так много слышим и говорим в современное  время. Екатерининская эпоха оценивается и как экономически благоприятное  время для развития татарского народа. Следствием признания татар 

мусульман лояльными подданными, признания дворянства некоторых  татарских родов стала большая консолидация татар на основе ценностей  ислама и его институтов, выражающих интересы народа. В татарских  регионах появилось и местное самоуправление. 

Говоря о причинах переориентации политического курса в отношении  татар можно сказать, что на это оказали влияние следующие события: путешествие Екатерины 2 по Волге в 1767г., деятельность Уложенной  комиссии, работавшей в 1767-1768гг., и массовое участие татар в восстании  под руководством Емельяна Пугачева в 1773-1776гг. Российская империя,  чтобы избежать дальнейшей военной конфронтации с татарским населением  пошла на ряд существенных уступок, в первую очередь они касались сферы  торговли и законодательства.  

14 декабря 1776г. Екатерина II издала манифест о созыве Комиссии для  составления Нового Уложения. Первоочередной целью созыва императрица  считала желание, цитирую: «лучше нам узнать…..нужды и чувствительные  недостатки нашего народа». Комиссия составлялась из представителей  правительственных учреждений и из депутатов от различных категорий  населения. Городские и уездные выборы были прямыми, а в провинциях 

трехступенчатыми. На Екатерининской Уложенной комиссии служилые  татары и мурзы из разных губерний выступили единым фронтом в  отстаивании своих прав. Всего депутатами было избрано 28 мусульман, из  них 24 депутата из татар, 2 башкира и 2 бухарца. Крещеных среди  иноверческих депутатов было 15 человек, наибольшее число крещеных  представляли чуваши (пять человек). Депутатом от татарских слобод города  Казани стал Сагит Халфин. Предложения татарских депутатов были  направлены на урегулирование отношений татарского общества с властью. 

Участие в работе Уложенной комиссии инородцев современники  воспринимали положительно, видя в этом знак объединения народов России.  Н.М.Карамзин в своем «Похвальном слове Екатерине» писал: «Воображение  мое не может представить ничего величественнее сего дня, когда в древней  столице нашей соединились обе гемисферы земли, явились все народы,  рассеянные в пространствах России, языков, обычаев и вер различных:  потомки славян — победителей норманнов, … мирные пастыри южной  России, лапландские ихтиофаги и звериными кожами одеянные камчадалы.  Москва казалась тогда столицею вселенной и собрание российских депутатов 

– сеймом мира». Представляется, какого масштаба было это событие для того  времени, дорогие друзья. 

Относительно знаковых событий для российского ислама,  непосредственно связанных с личностью Екатерины II предоставляю вашему  вниманию выдержку из ее «Наказа», а именно статьии 494-496 , где было  сформулировано идеологическое обоснование новой религиозной политики  государства. Выражалось это кредо в следующих положениях:«Ст. 494. В  том великом государстве, распространяющем свое владение над (с)толь  многими разными народами, весьма бы вредный для спокойства и  безопасности своих граждан был порок, запрещение или недозволение их  различных вер; Ст. 495. И нет подлинно иного средства, кроме разумного их  законов дозволения, православною нашею верою и политикою  неотвергаемого, которым бы можно всех сих заблудших овец паки привести  к истинному верных стаду; Ст. 496. Гонение человеческие умы раздражает, а  дозволение верить по своему закону умягчает и самые жестоковыйные  сердца и отводит их от заматерелого упорства, утушая споры их, противные  тишине государства и соединению граждан». 

Как видим, в Казани императрица убедилась в необходимости  учитывать существующее этническое и культурное многообразие при  выработке имперской идеологии и находить то общее, что должно было  объединять народы в пределах единого государства. Полученные  императрицей в ходе путешествия по Волге впечатления расширили  изначально существовавшие у неё представления об империи. В этот период  «многонародность» российской империи находила выражение в  множественности этноконфессиональных групп, поэтому последующее её  законотворчество, направленное на упрочение принципа (пусть и  ограниченной) веротерпимости, выходило за рамки сферы религиозной  жизни. На столетие вперед закладывался новый принцип имперской  политики, ставящий политическую лояльность выше этнического и  религиозного единообразия 

Одним из важнейших для татар вопросов, требующих решения, были  притеснения в торговле, которая зачастую являлась единственным  источником их существования. Поэтому характерно требование от мурз, в  котором говорилось, что «инородцев, подданных ее императорского  величества, которые имеют купеческие промыслы, записывать в купечество и  быть во всем с купцами на ряду: как в сборах, так и в службах и пользоваться  всеми купеческими правами». Наказы татар не ограничивались только  сферой торговли, но также содержали требования прекратить насильственное  крещение, разрешить свободный проезд в Мекку и обратно с выдачей с этой 

целью паспортов, ликвидировать все ограничения на строительство мечетей  и позволить строить их в каждом селении, разрешить мусульманам  свидетельствовать наравне с христианами, но присягая на Коране.  Требование присяги на Коране можно считать одним из ключевых для татар  вопросов. Сам факт того, что различные территориальные группы татар  выступили с едиными требованиями, позволяет утверждать, что к концу 18  века появляются основы для формирования единой мусульманской  общности, а в дальнейшем и татарской нации. 

Либеральная екатерининская эпоха, таким образом, привела много  положительного в социально-политическое бытие мусульман Российской  империи и правовое положение мусульманских общин. Европейски  образованная императрица прекрасно понимала опасность ущемления  религиозных и социальных прав татарского населения. Она не только  объявила себя «Казанской помещицей», но и первой из русских императоров  отошла от политики прямого подавления ислама и мусульманского  духовенства. 

Что же касается непосредственно дворянства, то исследование  взаимодействия с ним императрицы в ходе «высочайших путешествий» позволяет выявить приоритеты её политики в отношении господствующего  сословия страны. Церемониал «высочайших путешествий» по стране  свидетельствовал о значимости дворянства для верховной власти. Встречи  дворянства с Екатериной Великой вызывали чувство единения: она  консолидировала вокруг себя первенствующее сословие. В подобных  встречах наглядно отражается традиционно сложившаяся социально 

психологическая связь монарха и дворянства, которая регулировалась  чувством преклонения перед авторитетом монархии. Екатерина II использовала церемониальные возможности поездок, показывавая попечение  монарха о своих подданных. Так в Казани, например, она узнала о вражде  между губернатором и частью дворянского общества и предприняла  определенные шаги в деле погашения конфликта. 

В деле модернизации государства Екатерина II понимала, что особая  роль будет принадлежать первому сословию. Поэтому ее заботила проблема  образования и обучения детей дворянства. Чтобы составить представление об  уровне существующего обучения, по её повелению должностные лица  посещали учебные заведения. Императрица приветствовала инициативу от  самого дворянства в вопросах образования. Повышение культурного уровня  дворянства, таким образом, являлось важнейшей задачей культурной  политики Екатерины II. Для неё «цивилизованное поведение» включало и  повышение общей культуры, и умение соответственно вести себя в обществе.  В частности, театральные представления в гимназии она рассматривала как  одно из средств цивилизовать дворянское население. Во время «высочайших  обедов» говорилось не только о делах, но и велись беседы о культуре. В  некоторых городах, в которых пребывала императрица, дворянским 

обществом давались спектакли. Таким образом, дворянство выбирало модель  поведения культурного просвещенного сословия. Императрицу заботили  мысли и о дворянском благополучии. В ходе поездок Екатерины по стране  дворяне обращаются к ней со своими семейными проблемами, и она не  оставляет их без внимания. 

На первый взгляд, взаимодействие российской императрицы с  дворянством носило церемониальный характер. Между тем политическая  практика императорских путешествий определяла для власти приоритетные  задачи в дальнейшем развитии дворянского сословия. Они были связаны как  с улучшением экономического, материального положения господствующего  сословия, так и с повышением его политической и общей культуры. 

Серьезное влияние на формирование либеральной политики Екатерины  II по отношению к мусульманам сыграло ее упомянутое выше путешествие  по Волге в 1767г. Казань, как никакой другой город, ярко  продемонстрировал этническую и религиозную многоликость Российской  империи. Здесь, в Казани, императрица официально приняла представителей  мусульманской конфессии. Во время аудиенции абызы выступали как  представители и духовные лидеры не только Татарской слободы, но и всего  татарского народа. Императрице женщины татарки поднесли в дар одежды и  2 ковра. Мужчины обратились с просьбой разрешить им строительство  каменных мечетей. Императрица дала личное разрешение на возведение двух  каменных мечетей в Казани. Известно, что до этого, знакомясь с культурой  татар она выучила несколько татарских и арабских фраз, чтобы сделать  приятное жителям Казани. Да и сами татары были настолько поражены  величием и добротой Екатерины II, что на долгие века она осталась в  исторической памяти народа как «Эби-патша»- «Бабушка-царица».  Интересен тот факт, что, проявляя великодушие к мусульманам и бывая  среди них она расспрашивала, не терпят ли они беды от русского народа.  Татары, нисколько не жалуясь на русских, отвечали: «Слава Аллаху, не  ведаем никаких мучений».  

Тогда, после получения согласия царицы, был заготовлен материал и  началось строительство первой соборной мечети (мечеть Марджани) и  Апанаевской, а также храмов в деревнях Нижняя Береска и Кшкар. В доме  губернатора господина Квашнина-Самарина в честь императрицы был  организован прием. Бал по казанским меркам был грандиозным. Прием  Екатерине II настолько понравился, что в своем дневнике она записала:  «В Казани мы могли бы, если бы хотели, танцевать в течение месяца на 19  балах — когда мы увидали это, то потеряли желание возвратиться в столицу и,  не будь к тому необходимости, не знаем, чем бы кончилось дело». 29 мая 1767  года Екатерина II в другом письме отметила: «Сей город, бесспорно, первый  в России после Москвы… Во всем видно, что Казань — столица большого  царства».

Строительство же мечетей вызвало резкий протест духовных властей  Казанской епархии. Глава Епархии архиепископ Вениамин в мае 1768 г  составил донесение в Святейший синод, в котором осуждалось возведение в  Старой татарской слободе двух каменных мечетей, находящихся близ  православных церквей. В ответ на это 17 июня 1773г. вышел указ «О  терпимости всех вероисповеданий». В нем говорилось: «Как Всевышний Бог  на земле терпит все веры, языки и исповедания, то и ея Величество из тех же  правил, сходствуя Его святой воле, и в сем поступать изволит, желая только,  что между подданными ея Величества всегда любовь и согласие  царствовало.» 

Налицо последовательность в политике императрицы. Разрешение на  строительство мечетей не было дано просто в эмоциональном порыве во  время ее пребывания в Казани. Этому свидетельствует и следующий  прецедент, записанный замечательным татарским литератором и  просветителем Каюмом Насыри: «Когда дело дошло до возведения минарета,  городские власти, обеспокоенные его высотой, написали Екатерине II: «Ты  хоть и дала мусульманам разрешение на строительство мечетей, но они  строят очень высоко». На это царица ответила так: «Я определила им место  на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому  что небо не входит в мои владения.» Строительство обеих мечетей было  закончено в 1771г. 

В конце XVIII в таким образом появилось сразу несколько указов,  удовлетворявших требования татар: о веротерпимости (1773), о дозволении  производить торговые промыслы всем татарам (1776), об уравнении в правах  с российским дворянством татарских мурз (1784), а в 1788г- о создании  «Оренбургского Магометанского Духовного собрания». Как следствие, все  мусульмане империи были объединены в единый миллет еще и  административным образом. 

Духовное собрание тогда подчинялось Министерству иностранных дел:  муфтий, стоявший во главе ОМДС, и другие члены духовенства назначались  министром. Помимо религиозных функций ОМДС обладало широкими  судебными и административными полномочиями, включая сбор налогов с  мусульманского населения, осуществление правосудия по гражданским  делам в соответствии с законами шариата, регистрация брака, рождения,  смерти. Кроме того, появились органы городского самоуправления  татарского населения, такие как Татарская ратуша. Таким образом, в этот  период возникли предпосылки институционализации каналов влияния  некоторых социальных групп на все татарское общество. Все это было  следствием неукротимого сопротивления татар русификации и  христианизации, проводимой до этого государственной машиной Российской  империи, и в результате снизило накал религиозного противостояния,  сделало татар-мусульман официально признанной частью населения  государства и открыло возможности определенной части татарского 

общества институционного влияния на всю общину, формируя ее исламскую  идентичность. Проводимая до этого в государстве политика подтолкнула  татар к их внутренней консолидации и осознанию своего религиозного и  этнического единства. Мы видим, что татарский народ сумел ответить на  брошенный ему «вызов истории», в «внутренний творческий стимул»- в  первую очередь исторически сложившаяся культура, обычаи, язык, ислам способствовали реализации потенциальных творческих сил, сохранению и  развитию нации. Да, дорогие друзья, сохранение своей идентичности под  властью Российского государства в эти непростые века и даже значительное  ее развитие в последний период царизма можно объяснить лишь  безграничной преданностью татар своей великой истории, ценностям и  принципам Ислама, осознанием своей принадлежности к великому  Исламскому миру и неискоренимой тягой к просвещению. И правы те  исследователи, которые считают, что с этого времени можно говорить о  формировании «татарской» этнической общности. Необходимо в этом  контексте отметить, что становление и развитие этого татарского этноса  происходило в составе Российского государства не по типичной схеме  «нация-государство», где активно действовал этноконсолидирующий принцип, а в условиях политической раздробленности народа и протекало в пределах многонационального и поликонфессионального государства, каким  являлась и продолжает быть Россия. 

В конце своего доклада считаю важным снова обратить Ваше внимание  на мудрую политику просвещенной императрицы в плане созидательного  начала взаимодействия представителей разных национальностей, сословий,  религий и культур и что именно это созидательное начало сделало  очевидным для всех участников взаимодействия зависимость их  профессиональных достижений от уровня мастерства, от таланта и  общечеловеческих нравственных качеств личности (добросовестности,  трудолюбия, честности, взаимопомощи и др.) а не от национальной или  конфессиональной принадлежности. Открытое и созидательное пространство  Санкт-Петербурга, первой имперской столицы России, и сегодня  демонстрирует эту преемственность.  

Дорогие друзья и участники конференции. 

Оценивая эпоху от покорения Казани (утраты татарами своей  государственности) до середины 19 века в целом можно отметить, что это  был период жесткого исторического испытания для татар со множеством  трагических страниц в истории татарского народа. Но именно этот опыт  позволил ему укрепить духовные силы и творческий потенциал для  последующего национального подъема и интеграции в прогрессивную часть  мирового сообщества. Давайте же и мы, дорогие друзья, будем не только  гордиться былыми победами, но и добиваться своих результатов, чтобы быть  достойными памяти предков.