Доклад Иняятуллы Ганиевича Кутуева на научно-практической конференции «Екатерина Великая и татарский мир. Вклад в развитие просвещения и благотворительности в России»

   Предлагаем вашему вниманию доклад председателя общественной организации «Татарское общество Тосненского района Ленинградской области «Изге юл» Иняятуллы Ганиевича Кутуева. Тема:   «ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ И ТАТАРСКИЙ МИР: ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ»

          Әссәләмәгаләйкум хөрмәтле морзалар, кадерле кунаклар!

          Здравствуйте высокочтимые мурзы, дорогие гости!

       В следующем 2024 году, татарское Дворянство будет отмечать 225 летие со времени издания Императрицей Всероссийской, Екатериной Великой Высочайшего Указа о приравнении татарских мурз в правах с русским дворянством. С этого времени начинается поистине созидательная деятельность элиты татарской нации, своими талантами, умелым радением на благо Отечества завоевывать всеобщее признание и авторитет среди российского дворянства и всех слоев общества. Именно к этим временам относится восхождение, вошедших в историю татарских родов, знаменитых Кулунчаковых и Тенишевых, Янгуразовых и Акчуриных, Акбулатовых и Дашкиных, Янбухтиных и Мамлеевых и многих других родов, чьей исторической Родиной является Темниковский край, входящий в Волжско-Вятский регион России. Веками здесь жили и мои предки Кутуевы, своим самоотверженным трудом  на сельской ниве и на ратном поле нажившие не только  уважение  и авторитет, но и  материальные состояния, с которым щедро  делились по мусульманскому канону  “Зякатом”, которые направлялись на строительство мечетей и медресе, на вспомошествование больным и нуждающимся. И как было сказано выше, началось это с восшествия на престол одного из ярчайших царствующих представителей рода Романовых, Екатерины Великой.                                                                                                                                                                    18 век в историю России вошел как век великих открытий, достижений и реформ. Главными организаторами этих процессов в начале века стал Петр1, а завершился он трудами Екатерины Второй.  На этот же век пришлись и лихолетия Бироновщины или годы царствования Анны Иоановны с 1730 по -1740г.г. тормозившие поступательному развитию Российского государства из-за сильного влияния Западных стран, особенно Германии, Англии и Франции  на российскую элиту. Судьбоносным в переломе ситуации во внутренней и внешней политике в пользу национальных приоритетов стали годы правления Екатерины, получившей титул Великой. 18 век, благодаря ее трудов вошел в историю как «Век просвещения». Если Царь Петр1 «прорубил окно в Европу», и открыл выход на Балтийское море, то императрица Екатерина Вторая заставила эту самую, вечно завидующую чужому богатству Европу не только уважать ее многонациональную Державу за бескрайние просторы и несметные богатства недр, но и восторгаться талантами народов населявших ее и способностью   защищать свое Отечество. Своего рода прелюдией к царствованию Екатерины стали годы правления Россией, дочери Петра Первого, Елизаветы, которая много сделала для сохранения наследия своего отца. Благодаря ее поддержке на небосклоне науки появился Михайло Ломоносов, из самых низов поднявшийся до уровня академика и основателя Московского университета и 1-ой типографии, открытой при нем, где была издана, разработанная в университете первая татарская азбука( и грузинская)   В 1756 году был создан первый русский национальный театр. Началась создаваться отечественная система образования, в которую наряду с Москвой была вовлечена и Казань. В 1757 году основана Академия художеств-первый центр художественного образования в стране. Роль и место татар в доекатерининской России было весьма ограниченным. Татары были лишены права культурного и религиозного развития. После падения Казанского ханства были разрушены или перестроены здания мечетей под церкви ли же другие объекты. Допуск как к общему образованию так и религиозному, также по существу был закрыт. В местах исторического компактного проживания татар шла насильственная христианизация. Судьбоносной для возрождения татарской нации стало посещение императрицей Екатериной в мае 1767 года г. Казани. Цель посещения было ознакомление и ревизия дальних губерний, пролегавших вдоль Волги и знакомство с многонациональным населением. С их жизнью, бытом, с национальными особенностями.

26 мая по ст.стилю 1767 года по утру, флотилия в количестве 4-х галер пришвартовалась вблизи Казанского кремля. Императрица находилась в галере «Тверь» в сопровождении около 2 тысяч свиты, в том числе были и иностранные послы.  Выйдя на пристань она оглянулась по сторонам и заметила, что среди встречающих не видно татар.                                                                

  — Где же мои татары и татарочки? Почему они не встречают свою Матушку?-произнесла она.  На ушко Государыне шепнули:                                                                                                    

— Не велено Матушка

— Кем не велено? Если они меня не встретят, то я уплываю в Симбирск.    Вскоре вышли в глубоком поклоне и образовали живой коридор, одетые в татарские национальные одежды мужчины и женщины.                                                

    — Вот теперь я вижу что они рядом со мной!                                                                                           Скорее всего это были переодетые русские  жители города. Но тем не менее это был первый и очень важный знак  о доброжелательном и теплом отношении Екатерины Великой к народам, издревле живущим в этом крае. 

«Сей город бесспорно, первый после Москвы!» -Мне был оказан весьма ласковый прием. Если бы дозволили, они бы (казанцы) себя вместо ковра постелили» — написала она графу Панину. Она остановилась на постой в доме купца Ивана Дреблева, недалеко от Петропавловского храма. Казанские татары знали о приезде императрицы и отнеслись к этому событию с искренней радостью, ибо еще в 1763 году, вскоре после восшествия на престол она издала Указ: «О нечинении казанским служилым татарам препятствий в отпуске их в разные города для торговых промыслов».

При встрече с ней мусульмане пожаловались на то, что в городе осталась всего одна старая и ветхая деревянная мечеть и получили Высочайшее соизволение на стро-во двух каменных мечетей: Аль Марджани и Апанаевской мечети.                                                                                                           Вскоре городские власти пожаловались , что татары строят слишком высокий минарет.

На что Екатерина Великая ответила: «Я им определила место на земле, а на небо она вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения». В 1769 году была ликвидирована «контора новокрещенских дел», осуществляющая насильственное крещение татар и других народов. Главу епархии Луку Конашевича за разрушение многих мечетей сослали в другую епархию. Императрица Екатерина явилась родоначальницей развития образования и культуры мусульман. При ее правлении начали открываться медресе. И в моем ауле Тарханы я застал в сороковые годы, расположенный рядом с Мечетью старое здание Медресе, которое было построено в конце 18 века.  В 1787 году в типографии Российской Академии наук был издан 1-й  полный текст Корана на арабском языке.

Другим судьбоносным Указом от 1784 года  было уравнение татарских мурз в правах с русским дворянством.  В Казани Императрица побыла почти целую неделю. Накануне ее отбытия в ее честь было устроено грандиозное народное гуляние, где были представлены в национальных костюмах представители всех народностей, проживающих в Казанской губернии. Утром 1 июня 1767года эскадра снялась с якорей и направилась в сторону Симбирска. За эти дни она искренне полюбила Лучезарную Казань. А казанские татары, в знак глубокой признательности дали на все времена ласковое имя «Әби патша» ( “Бабушка царица»).                                                    

Казалось, начатые ее благие дела  будут продолжены и в последующие годы и десятилетия. Однако с начала ХХ века, строительство мечетей и духовных учебных заведений было приостановлено из-за революционных потрясений, а в последующем закрыты и имеющиеся. ХХ1 век открыл возможность для возрождения культурного и духовного наследия народов России. Однако в течении десятилетий атеистической пропаганды система религиозного образования и воспитания была нарушена и ее восстановление идет крайне медленно. На нашей исторической Родине, в Татарстане, в некоторых регионах компактного проживания татар строятся мечети и мусульманские учебные заведения, но к сожалению в нашем регионе, Ленинградской области, не в одном районе нет  мечетей. Для сохранения национальной культуры и родного языка нет надлежащей материальной базы. Замечательный пример подал наш талантливый земляк, бизнесмен Абдул бярь Алимов, построивший на свои средства великолепный центр татарской культуры в г. Красное село. Я убежден, что в спасение родного языка, национальной культуры могут внести свою лепту наши земляки – бизнесмены, среди которых есть и высокочтимые мурзы, связанные с  бизнесом. Так логично могла быть скреплена нить благородства и бескорыстия татарского дворянства, получившего из рук Великой Әби патши -Екатерины Второй чести, быть в авангарде национального духовного и культурного просветительства.

Зур рәхмәт ихтибарыгызга! Спасибо за внимание!