Бал во Дворянском Собрании Санкт-Петербурга 23 февраля 1913 года

В 2023 году мы вспоминаем о важной дате — 410-летии Дома Романовых. 110 лет назад величайшее событие 300 -летие Дома Романовых отмечалось на всероссийском уровне.

Одной из ярких иллюстраций того, как происходили юбилейные Торжества в Санкт-Петербурге можно считать масштабное живописное полотно «Бал в Петербургском Дворянском Собрании 23 февраля 1913 года» Дмитрия Николаевича Кардовского (1866-1943).

Полотно «Бал в Петербургском Дворянском Собрании 23 февраля 1913 года» и 47 портретных эскизов к нему было представлено 14 июня 2013 года в Ротонде Зимнего Дворца . Выставка была посвящена 400-летию Дома Романовых и 100-летию грандиозного бала.

Программа юбилейных торжеств 1913 года была обширной, празднование продолжалось с февраля до осени. Это было общегосударственное событие, знаменовавшее триумф государства, власти, национального духа. Высочайше утвержденным «Церемониалом» днём торжественного празднования 300-летия царствования дома Романовых назначалось 21 февраля 1913 года. В этот день в восемь часов утра 21 залп орудий Петропавловской крепости возвестил жителям столицы о начале торжеств. От главных церквей столицы к Казанскому собору потянулись крестные ходы, и в точно установленное время прибыл «высочайший поезд» с членами царской семьи. В тот же день в столице и пригородах прошли народные гуляния, в театрах были представлены юбилейные спектакли исторического содержания. 22 февраля в Николаевском зале Зимнего дворца прошла торжественная церемония принятия императором и императрицей поздравлений.

23 февраля 1913 года санкт-петербургским дворянством в своём собрании на Михайловской улице был дан «грандиозный бал», на котором присутствовало свыше 3200 гостей. Это был последний масштабный праздник в дореволюционной России. Бал начался в половине десятого вечера, когда в Царскую ложу проследовали царь с царицей и особы императорской фамилии. Бал открылся полонезом из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» в исполнении бального оркестра Лейб-гвардии Преображенского полка. Николай II танцевал в первой паре с супругой Санкт-Петербургского уездного предводителя дворянства В.А. Сомовой, императрица Александра Федоровна – с Санкт-Петербургским уездным предводителем дворянства С.М. Сомовым. После полонеза начались танцы – вальсы, кадриль, мазурка и котильон с обилием живых цветов и ярких лент. Николай II с дочерью Ольгой отбыли с бала в двенадцатом часу.

Акварель, запечатлевшая сцену юбилейного бала, стала одной из немногих крупноформатных работ выдающегося российского художника Дмитрия Николаевича Кардовского. Ученик П.П. Чистякова и И.Е. Репина в Петербургской Академии художеств и профессора А. Ашбе в Мюнхене, Д.Н. Кардовский был известным отечественным иллюстратором, жанристом, театральным художником. Эрмитажная картина «Бал в Петербургском Дворянском Собрании 1913 года», не являясь собственно историческим произведением, выполнена по образцу академических многофигурных композиций, с той разницей, что каждый её персонаж запечатлен с фотографической точностью и психологической достоверностью. В центре композиции вальсирует со светлейшим князем И.Н. Салтыковым 17-летняя великая княжна Ольга Николаевна, старшая дочь царя, для которой этот бал стал первым «взрослым» праздником. В царской ложе изображены члены императорской семьи – Николай II, Александра Федоровна, великая княгиня Мария Федоровна, великая княгиня Мария Павловна, великая княгиня Виктория Федоровна, великий князь Николай Николаевич (младший), великий князь Петр Николаевич и великий князь Борис Владимирович. Среди танцующих – великая княгиня Ольга Александровна, сестра императора, в паре с кузеном великим князем Дмитрием Павловичем, церемониймейстер Двора корнет П.М. Раевский, один из первых русских военных летчиков поручик Н.С. Воеводский. В толпе легко узнаются видные политические и государственные деятели – статс-секретарь А.Г. Булыгин, возглавлявший «Комитет для устройства празднования трёхсотлетия царствующего дома Романовых», граф А.А. Бобринский, директор Эрмитажа граф Д.И. Толстой, обер-гофмейстер композитор А.С. Танеев.

47 портретных этюдов, выполненных художником при создании картины, предоставлены для выставки внуком Дмитрия Николаевича Кардовского – Николаем Петровичем Веселкиным, членом-корреспондентом Российской Академии Наук, директором института эволюционной физиологии и биохимии имени И.М. Сеченова.

О Событиях Торжеств, посвященных Трехсотлетию Дома Романовых 21-23 февраля 1913 года в Санкт-Петербурге

В 11-м часу утра торжественную литургию в Казанском соборе возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV, в сослужении сонма российских и иностранных иерархов[30]. Императорская семья прибыла в собор к молебну (после литургии) из Зимнего дворца. По пути следования «высочайшего поезда» к Казанскому собору были выстроены войска и курсанты военных учебных заведений. За сотней императорского конвоя следовал открытый экипаж, в котором находились сам император Николай II и его сын, наследник престола Алексей Николаевич, за ними — запряжённая четвёркой лошадей парадная карета вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны и императрицы Александры Фёдоровны, а за ней — четырёхместная карета с принцессами и великими княжнами; замыкала «высочайший поезд» другая сотня конвоя. У входа в собор императора и его семью встречали патриарх Григорий и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский), который обратился к их величествам со словом. Протодиаконом перед молебном был прочтён манифест о юбилее; служение молебна возглавил Антиохийский патриарх Григорий IV, который читал Евангелие на арабском языке[31]. По возглашении протодиаконом многолетия их императорским величествам и всему царствующему дому, находящиеся в строю вне собора войска отдали честь; начался торжественный трезвон всех церквей Петербурга (к собору прибыли крестные ходы от многих городских храмов) и салют из пушек Петербургской крепости[31].

В три часа пополудни в Николаевском зале Зимнего дворца началось принесение поздравлений; в число поздравляющих входили все придворные чины, фрейлины и камер-фрейлиныСенатГосударственный совет, министры и чины министерств, генералитет, члены Государственной думы, чины первых классов и другие. Принесение поздравлений продолжалось и 22 февраля[30]. 23 февраля в императорском Зимнем дворце состоялся приём и затем обед волостным старшинам и равнозначащим им представителям сельского и инородческого населения Российской империи (свыше двухсот человек)[32]. Вечером 23 февраля санкт-петербургским дворянством в своём собрании на Михайловской улице был дан «грандиозный бал» (свыше 3200 человек)[33][34]хлеб-соль императору поднёс губернский предводитель дворянства светлейший князь И. Н. Салтыков, обратившийся к императору с приветствием, которое заканчивалось словами: «<…> Твёрдо верит с.-петербургское дворянство, что только в тесном единении верного народа со своим самодержавнейшим царём заключается всё будущее счастье и величие России»[35]. 24 февраля (Прощёное воскресенье) торжества в столице завершились «грандиозным парадным обеденным столом» в залах Зимнего дворца[36].

Кроме того, 21 февраля 1913 года в Петербурге было совершено торжественное мусульманское богослужение в строившейся новой мечети (освящена на следующий день, 22 февраля 1913 года), где молились со своими сановниками и свитой хан Хивинский и эмир Бухарский[37]: была прочитана хутба на татарском и арабском языках и молитва за царя на арабском языке[37]. Также, особые моления были совершены буддистами в Старой Деревне (в присутствии настоятеля Гусино-Озёрского дацана Бандида-Хамбо Итигэлова), а также евреями в Большой синагоге[37]

По материалам http://www.museum.ru/N50024 и https://ru.wikipedia.org/wiki/300-%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85#%D0%92_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5_2