160 лет со дня рождения видного татарского просветителя и общественного деятеля Габаши Хасангата

11 января 1863 года родился видный татарский религиозный и общественный деятель, историк, педагог Габаши Хасангата.
Габаши Хасангата (1863–1936) – казый ОМДС, улем, историк, педагог. Родился в семье указного мулы в ауле Малый Сулабаш Казанского уезда и губернии (ныне Высокогорский район РТ). Начальное образование получил у деда и отца. В 1875–1890 гг. был шакирдом, а затем хальфой медресе Гаффарийа при Азимовской мечети Казани. В 1886 г. написал ридда (опровержение) на миссионерский трактат Ефима Малова «Об Адаме по учению Библии и по учению Корана». В 1888–1889 гг.Габаши Хасангата активно участвует в кампании по отмене закона об образовательном цензе для мусульманского духовенства. В 1889 г. Габаши Хасангата становится преподавателем вероучения в Юнусовском детском приюте и первым в Казани начинает преподавание по новому методу. В 1889–1890 гг. начинает заниматься созданием новометодной учебной литературы: в том числе «Басыйрат» («Разум, проницательность») – предлагающий реформу медресе в соответствии с программой И. Гаспринского, основанной на введение научных дисциплин, и «Ысул фикх тарихы» (История метода фикха).

В 1890 г.Габаши Хасангата становится имамом аула Малый Сулабаш, в 1894 г. получает звание ахуна. В 1895–1899 гг. Габаши Хасангата – кади ОМДС. Наиболее целостно его взгляды представлены в статье «Рамазан ва намаз сораулары» (Вопросы уразы и чтения намаза), помещенной в сборнике «Марджани». Среди вопросов, возникавших в связи с особенностями климата и культурно-историческими условиями жизни татар, Габаши Хасангатавыделял следующие: определение праздничных дней для мусульман, проживающих в Российском государстве, где выходные устанавливались в соответствии с православным календарем; вопрос об исполнении пятикратного намаза в летнее время года, когда день необычайно длинен и сумерки практически не наступают; несколько схожей являлась проблема, связанная с соблюдением поста в месяц Рамазан в условиях крайнего севера, где солнце не заходит или не восходит месяцами. Ссылки на религиозные авторитеты в данных случаях были неуместны, так как в Коране и в Сунне эти проблемы не рассматривались вообще.
В начале ХХ века татарские приказчики выступили против того, что их выходные дни совпадают с христианскими праздниками, а мусульманские праздники игнорируются русскими предпринимателями. Габаши Хасангата как казый ОМДС, выступил по этому поводу и предложил свой вариант решения проблемы, предусматривавший неполный рабочий день в пятничные дни и выходные, с последующими отработками.
Для облегчения тягот исполнения уразы – поста в северных широтах, где солнце не заходит за горизонт многие месяцы, он также допускал компромиссные варианты. В условиях полярного климата Г. предлагал разбить день на 12 часовой «день» и «ночь» и в соответствии с этим, прием пищи осуществлять во время такой условно обозначенной «ночи».
В вопросе о предпочтительности четырех или пятикратного намаза в период длительного светового дня Габаши Хасангата следовал точке зрения Ш. Марджани и настаивал на обязательном исполнении основных столпов ислама. Габаши Хасангата считал, что условия, сопутствующие проведению намаза – в данном случае, наступление сумерек, играют второстепенную роль по сравнению с самим требованием ежедневной пятикратной молитвы. Разъяснение и толкование, представленное Габаши Хасангата по этой проблеме характеризует его как улема, умеющего отделять сущность того или иного вопроса от привходящих, менее значительных деталей.
В 1899 году, временно из-за болезни, Габаши Хасангата возвращается в деревню и открывает при финансовой помощи оренбургского миллионера Ахмеда Хусаинова новометодный мектеб. В нем, кроме, традиционных предметов преподавались история, культура народов Востока, география, родной язык. В народе этот мектеб прозвали «сулабашским университетом». В 1898 г. Габаши Хасангата был участником совещания по реформе образования в Уфе при ОМДС.
В книге «Тюрк ыруглары» (Тюркские роды. – Казань, 1897), созданном как учебник для начальной школы, Габаши Хасангата утверждает необходимость изучения истории нации для детей. Здесь впервые в татарской историографии утверждается существование туранской расы (желтой расы) в лице малайцев, китайцев, японцев, финнов и тюрок, чьей родиной является «Олуг (Великий) Туркестан», расположенный от озера Иссык-Куль до Алтайских гор. Габаши Хасангата называет тюрками гуннов, скифов, гиперборейцев, сарматов, авар, алан. Габаши Хасангата объединяет в угорско-булгарскую группу тюрок угров-венгров, башкир, булгар-хазар и маджар-мишар. Этноним «татары» он связывает с народами, населяющими Сибирь и Дальний Восток. В 1899 г. Габаши Хасангата публикует учебник для медресе «Мухтасар тарих кавме тюрк» (Краткая история тюркского народа. – Казань, 1899).
В фундаментальном труде «Муфассал тарих кавме тюрк» (Подробная история тюркского народа – Казань, 1909) Габаши Хасангата использует труды европейских (Георги, Кастрен, Мюллер, Паллас), русских (Карамзин, Ключевский, Соловьев, Татищев, Ядринцев), арабских (Гарнати, Ибн Фадлан, Масуди, Табари, Якут Хамави) исследователей, достижения лингвистики, антропологии, этнографии. В качестве образца он рассматривает труд Ш. Марджани «Мустафад ал-ахбар фи ахвал Казан ва Булгар».Габаши Хасангата определяет нацию как «российские тюрки». По Г. булгары – народ, образовавшийся при смешении тюрок и сакалиба, и хан булгар является правителем сакалиба.Габаши Хасангатаподчеркивает мусульманский характер булгарского государства, его роль в исламизации соседних народов. Габаши Хасангата анализирует способ правления, религию, культуру, хозяйство, образование, науку, организацию военного дела у тюркских народов. Он подчеркивает вклад тюрок во все аспекты исламской цивилизации, называя, в частности, имена Фараби, Навои, Рашид ад-дина Аттара. Габаши Хасангата указывает, что турецкий султан является халифом всех мусульман.
В 1905–1915 Г. вновь казый ОМДС. Одновременно он активно участвует в благотворительной и попечительской деятельности. Габаши Хасангата добивается открытия в Уфе ремесленной школы «Дома Трудолюбия» для детей из бедных семей, налаживает систему образования для арестантов-мусульман, содержащихся в местных тюрьмах, состоит членом попечительных советов благотворительных обществ, входит в правление и преподает в медресе «Галия» и «Усмания». В 1911 г. его усилиями при ОМДС проходит съезд, фактически посвященный реформе образования. Благодаря Габаши Хасангата орган ОМДС журнал «Маглумат» пропагандирует идеи джадидского образования. В 1915 г. после назначения муфтием С. Баязитова Габаши Хасангата покидает пост казыя.

В мае 1917 г.Габаши Хасангата член президиума I Всероссийского мусульманского съезда, его кандидатура была выдвинута в муфтии. В июне 1917 г. при Духовном Собрании под председательством Габаши Хасангата состоялось совещание по образованию. На нем были приняты решения о передаче религиозных школ от правительства в руки Духовного Собрания. Управление ими перешло к комиссии по просвещению, которая занялась также культурно-просветительными проблемами. Было принято решение о том, что «медресе не являются собственностью определенной мечети или прихода». Это решение заложило основы для практического сосредоточения всех религиозных школ в руках Духовного Собрания и тем самым создания, централизации и унификации национальных религиозных школ.

В 1917–1918 гг.Габаши Хасангата был председателем Всероссийского Союза Духовенства («Бютенрусия руханилэр иттифакы»). Габаши Хасангата был сторонником создания Штата Идель-Урал и формирования национальных воинских частей. С 1918 г. Габаши Хасангата мухтасиб 2-го мухтасибата Казанского уезда с центром в родном ауле, занимался исторической и педагогической деятельностью. В 1923 г. на съезде духовенства при ЦДУМ Габаши Хасангата был избран членом Голямалар Шурасы. Габаши Хасангата сыграл большую роль при подготовке татаро-мусульманской коллекции Госмузея АТССР. В 1932 Габаши Хасангата отправлен на исправительные работы в Архангельскую область. Скончался на родине вскоре после возвращения и похоронен на кладбище села Малый Сулабаш. Архив Габаши Хасангата, содержащий уникальные материалы по истории общественного движения и культуре татар, особенно в 1910–1920–е гг., хранится в Научной Библиотеке им. Лобачевского КГУ.

Лит-ра: Ислам в Среднем Поволжье: История и современность. Очерки. – Казань, 2001; Салихов Р. Габаши Хасан-Гата // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. – Вып. 2. – М., 1999; Хабутдинов А. Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII – начале XX веков. – Казань, 2001.
Источник: https://idmedina.ru/books/encyclopedia/?616
Официальный сайт ИД «Медина»