Әби-патша Екатерина: что хорошего она сделала для татар?

Эта необычная российская самодержица всегда вызывала много споров: фигура легендарная, противоречивая, но давайте разберемся с её «татарскими» заслугами.

Политика веротерпимости Екатерины II создала условия для развития татарской нации и мусульманской культуры. Неожиданное заявление, правда?

Указом от 6 апреля 1764 г. была прекращена деятельность Новокрещенской конторы, занимавшейся христианизацией нерусских народов Поволжья.

Большое влияние на формирование взглядов просвещенной императрицы оказало и ее путешествие в Поволжье. В конце мая 1767 г. она побывала в Казанской губернии, где встретилась с делегацией мусульман г.Казани, посетила Татарскую слободу в Казани и мусульманские святыни Булгара. Итогом этой поездки стали распоряжения о строительстве мечетей в Казани и губернии, а также об охране мусульманских памятников Булгара.

Сегодняшние достопримечательности Казани — мечети Марджани, Апанаевская мечеть … Их строительство было осуществлено только благодаря воле Екатерины II.

В период правления Екатерины Великой были созданы чрезвычайно благополучные условия для развития татарской торговли «азиатскими товарами».

Поэтому в это время шло активное формирование татарского предпринимательства. Для них было даже придумано специальное сословие “торговые татары”. В результате, появились купеческие династии: Хозясеитовы, Апаковы, Апанаевы, Усмановы, Бурнаевы, Замановы, Утямышевы и другие. В общем, спасибо Екатерине за их миллионные состояние. А вкладывали они эти состояния куда? Правильно, в строительство мечетей, медресе, и тому подобные социально значимые для татар объекты. Как говорится, все в дом, все в татарский дом.

Екатерина Великая была сторонницей европейского развития для России, поэтому активно внедряла систему самоуправления. Для татар она придумала отдельную систему самоуправления, ну чтобы им легче было организовывать свои ресурсы и продвигать собственные вопросы. Так были организованы этноконфессиональные муниципалитеты – Татарские ратуши: в Казани, Астрахани, Оренбурге. Как говорится, все для удобства татар.

Еще одно решение в пользу мусульманской организованности — это решение о создании в 1788 г. Оренбургского духовного магометанского собрания . Благодаря этому произошла легализация мусульманской культуры (начинается официальная регистрация приходов и назначение имамом, строительство мечетей и открытие мектебов и медресе при них). Более того, это позволило взаимодействию норм шариата и гражданского законодательства Российской империи. Даже накануне 1917 года при дележе имущества, при разводах и т.п. критических ситуациях татары могли выбирать, по каким законам им лучше судиться друг с другом: по шариату или по гражданским нормам. И царской власти оставалось прислушиваться их частной воле потому, что великая Екатерина так велела. Уважать личные права граждан, в том числе и права татар.